В день святого Валентина Джоэл, как обычно, собрался идти на работу, но в последнюю минуту, стоя на вокзале, он решил, что необходимо сменить маршрут, и садится в поезд до Монтока. По дороге он знакомится с синеволосой девушкой Клементиной. В путешествии они понимают, что имеют очень много общих фактов из биографии. Чем больше они говорят друг с другом, тем больше им кажется, что они уже были когда-то знакомы, более того, что они были влюблены друг в друга.
Застенчивый и несколько занудный Джоэл (Джим Керри) знакомится в поезде с синеволосой и беспокойной Клементиной (Кейт Уинслет). После первого разговора герои обнаруживают, что у них много — даже слишком много общего. Как оказывается — не случайно: через некоторое время Джоэл выясняет, что уже пережил роман с Клементиной — однако оба стерли из сознания воспоминания об этом, прибегнув к помощи передовых технологий компании «Лакуна».
Второй фильм Мишеля Гондри в соавторстве с одним из самых непредсказуемых сценаристов Чарли Кауфманом — полуфантастическая драма о борьбе рассудка и эмоций в романтических отношениях. Предоставив героям несуществующую технологию — возможность стирать друг друга из памяти — Кауфман создает сложный, пугающий и завораживающий мир, невероятно точно воплощающий психологические метания любовников, запутавшихся в собственных противоречивых чувствах.
Авторам удалось вплести в хитро построенный сюжет по-настоящему романтическую и трогательную историю. Фильм получил «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Многие кинокритики включили «Вечное сияние» в список самых интересных картин предыдущего десятилетия.
Самая последняя фраза в фильме не имеет отношения к гения или философам, но она очень изменила моё отношение к жизни! Никогда бы не задумался, но действительно люди достают друг друга мелочами, будь то жена и муж, или подруга с парнем. Со временем это всё копится, и в какой то момент они начинают ругаться. Конечно, скажете вы, ругань это разгрузка, после которой опять на пару месяцев (ну, это у кого как) жизнь в розовом цвете. Но с каждым разом период между бранью сокращается. Я это пережил. А вот восмотрев этот фильм, я услышал фразу, которую слышал миллион раз, и вы все её слышали. Но в этом фильме её вставили в нужное место в нужное время, и она, можно сказать, открыла мне глаза.
«Вечное сияние чистого разума», пожалуй, самая необычная, красивая и нестандартная история о любви из всех, что когда-либо снимали в Голливуде, да и вообще наверное в мировом кинематографе. Даже самый пытливый ум, как мне кажется, не сможет предсказать куда в тот или иной момент повернет и чем закончится эта удивительная история, и это, конечно же, в первую очередь заслуга сценариста Чарли Кауфмана — мастера многослойных, крепко закрученных и философских историй, и если вы поклонник таких его «не от мира сего» работ как: «Адаптация» с Николасом Кейджем и Мерил Стрип или абсолютно мозговзрывающего хита «Быть Джоном Малковичем», то вы со мной легко согласитесь, ну а если вы ничего не слышали о Чарли Кауфмане, то «Вечное сияние чистого разума», уверен, будет для вас лучшим и максимально доступным пропуском в его причудливый мир, и совершенно не важно какой у вас там вкус.
Причем необычность этого фильма присутствует во всём, начиная с актерского каста. Представьте, здесь романтичный и рефлектирующий Джим Керри, от которого обычно ждешь диких выходок и безумного отжига в паре с очаровательной и обычно по-английски сдержанной Кейт Уинслет, волосы которой на протяжении всего фильма перекрашивались, пожалуй, во все цвета радуги, блестяще и мастерски и с водопадом различных эмоций разыгрывают на экране вполне серьёзные любовные переживания и отношения, Элайджа Вуд, Кирстен Данст, Марк Раффалло, а также английский зубр Том Уилкинсон, все они примеряют в этом фильме на себя радикально непривычные образы, и смотрится каждый из них в своем свежем амплуа ярко и живо. Французский режиссер-экпериментатор Мишель Гондри («Перемотка», «Наука сна», «Зеленый Шершень»), ворвавшийся с ошеломительным успехом этого фильма в Голливудские палаты и получивший, кстати, в паре с Чарли Кауфманом статуэтку «Оскар» в 2005 году за лучший оригинальный сценарий к нему, снял по-настоящему независимое и в хорошем смысле непростое кино, которое поймут с первого раза возможно не все, но в том то и его прелесть, что каждый раз пересматривая его, ты видишь фильм в совершенно новом свете, как в первый раз, переосмысливая вроде бы ранее понятые послания автора, но уже иначе и под другим углом. А пересмотреть «Вечное сияние чистого разума» Вам непременно захочется, поскольку более развернутого ответа на извечный вопрос «Что же такое любовь?» вы вряд ли в кинематографе найдете.
Потрясающее и многогранное кино, напоминающее всем, что можно сделать большой фильм одновременно и для думающей аудитории и для масс, а десятки призов и номинаций на всевозможных кинофестивалях и любовь зрителей по всему миру еще одно тому подтверждение.