Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
s

За холмами

Dupa dealuri
драмаБельгия, Румыния, Франция 2012 2 ч. 35 мин.
Режиссер
В ролях
Продюсер
Сценарий
Оператор
Нет расписания в кинотеатрах
Сообщить об ошибке
За холмами: Трейлер (рус. суб.)

В центре этой румынской драмы история двух молодых женщин, выросших в одном приюте. Одна, Алина, проживает в Германии. Вторая, Войчита, нашла утешение в религии и ушла в монастырь. Вернувшись на время в Румынию, Алина пытается уговорить подругу отправиться с ней в Европу, но Войчита вся в мыслях о Боге.

Кадры из фильма «За холмами»
Похожие фильмы

Рецензия редакции

Поставила оценку 10 и написала рецензию к фильму «За холмами»

Трудности перевода

Умное, честное, спокойное и одновременно страшное кино, по чистой случайности еще не запрещенное оскорбленными блюстителями нравственности.

Последнюю ведьму сожгли в Европе в конце XVIII века. Последний случай экзорцизма, повлекший смерть одержимой бесами, произошел в 2005 году в Румынии. Именно о нем рассказывается в картине Кристиана Мунджиу, взявшей два приза Каннского фестиваля — за сценарий и за две главных женских роли.

Алина (Кристина Флутур) ненадолго возвращается из Германии в родную Румынию — забрать с собой подругу Войкицу (Космина Стратан), вместе с которой они в сиротском приюте делили все, в том числе постель. Но Войкица теперь живет в монастыре и собирается посвятить Богу остаток дней. Алина не может ни понять этого, ни принять и начинает за сердце подруги битву — по многим причинам заведомо проигрышную.

Каждый, кто захочет найти в картине Мунджиу кощунство, попрание и глумление — обязательно найдет. На самом деле «За холмами» — удивительно сдержанное и корректное кино, в котором просто нет места тем ведрам грязи, которые соотечественники, верующие и неверующие, вылили друг на друга, скажем, за последние полгода в связи с известным процессом. Мунджиу показывает два разных мира, существующих рядом, но говорящих на разных языках и вкладывающих и в базовые этические понятия (любовь, грех), и в повседневные мелочи совершенно разный смысл. То, что в одном мире кажется естественным или по крайней мере не преступным, в другом вызывает смятение, ужас и мысли о бесноватости.

То, что с одного языка на другой нет перевода, становится понятно после, например, такого диалога:

Мой муж болен.

 Попросите отца помолиться за него, и он выздоровеет.

 Но у мужа уже метастазы.

 Но у отца же дар!

В интервью Мунджиу говорит о том, что хотел изобразить последствия самого распространенного греха, который, по его мнению, православная церковь и миряне (в этом они едины) официально и грехом не считают. Равнодушие. Это спорно, учитывая то, с каким искренним энтузиазмом монашки изгоняли бесов из Алины. «За холмами» — даже не о равнодушии, а о невезении какого-то вселенского масштаба, когда между двумя тихо враждующими сторонами, которые между собой никогда не договорятся, оказывается третья — наивная влюбленная девушка с явными признаками прогрессирующего умственного расстройства. Кончается это скандалом, поджогом, насильственной смертью и тяжелыми как камень словами полицейского «ваш крест воняет»: доски, к которым привязали Алину, пропитались ее мочой. Страшно вообразить, насколько отличной будет интерпретация этих слов в двух разных мирах.

Рецензии и отзывы пользователей

Поставила оценку 10 и написала рецензию к фильму «За холмами»

Давно хотелось увидеть эту наделавшую шума, картину безусловно талантливого румынского режиссера, но смотреть с пристрастием, внимательно и вдумчиво, не было времени. И вот нашла пару часов, чтоб углубиться в просмотр, не отвлекаясь на бытовые мелочи. С первых кадров у меня сложилось определенное мнение.. которое не изменилось к финалу. Фильм глубокий, наводящий на размышления и по сути является срезком нашей реальности, ежедневной и повсеместной.

Вы не обращали внимание на странные закономерности, которые сопровождают нашу жизнь вне зависимости от наших желаний? Вы не замечали того, что умные и деловые женщины как правило страдают от сожительствующих с ними бездельников и пьяниц, попросту паразитов, от которых не отделаться и не спрятаться? А полные энергии и сил работящие мужья как удавкой скованы висящими на их шеях больными мнимыми болезнями, никчемными развалинами-женами? Интеллигентные семьи зачастую страдают от детей-наркоманов, а некоторые способные и смышленые дети стыдясь своих уголовников отцов, остаются связанными с ними пожизненно?! На любое добро в этом мире найдется зло, устоять перед которым способна только Божественная вера.

Тихо и размеренно, в трудах и молитве текли дни в дальнем монастыре. Но однажды к смиренной послушнице Войтице явилось страшное искушение в виде Алины, ее давней подруги по детскому сиротскому дому. Алина, одержимая желанием увести подругу из монастыря, не останавливается ни перед чем. Когда-то она жила в приемной семье, но против воли приемных родителей уехала в Германию. В Германиии у нее не сложилось, и тогда, словно повинуясь чьей-то злой воле, она приезжает в монастырь с целью забрать Войтицу с собой.

Послушница же наряду с терпением и любовью проявляет непреклонность. Она заботится о непутевой, пытается вразумить ее, жалеет, поет на ночь колыбельные, но Алину это не устраивает, ее начинает в прямом смысле этого слова корчить и корежить да так, что монашки вынуждены поместить ее в лечебницу. Алине не нужны ни колыбельные, ни забота, ни теплота, ей нужна Войтица вся без остатка, ей нужна ее душа. «Мне нужна ты!» — эта фраза в фильме ключевая, она объясняет странное поведение приезжей, далекой от веры в Бога, Алины.

Актерская игра героинь — безупречна, им веришь до конца. Настоятель монастыря, духовный отец монашек, так же вызывает доверие, он живет монастырской жизнью, а не играет в нее. Все его фразы справедиливы, хотя порой кажется, немилосердны.

Удалить одержимую из обители не удается, заботливая и терпеливая Войтица не идет на ее поводу, наоборот, робко пытается уговорить принять ее сторону, примирить с верой в Бога. Трагический исход неминуем.

Остается пожалеть несчастную, одержимую бесом девушку и порадоваться, что добро оказалось не сломленным. И хотя злоключения монашек и настоятеля после гибели Алины не прекратились, и наверное кое-кому, очень хотелось бы увидеть их сломленными, утратившими твердость духа, но здравомыслящий и вдумчивый зритель видит, что правда на их стороне.
Нет сомнения, что история рассказанная в картине основана на реальных событиях. Путешествия по старым русским городам и монастырям я не раз слышала из первых уст рассказы о необычных заезжих гостях, которые на проверку оказываются посланниками темных сил, искушением для неокрепших монашеских душ.

Понравилась рецензия?  
Поставил оценку 2 и написал рецензию к фильму «За холмами»

Фильм оставляет стойкое и сильное впечатление, он очень правдив, такое впечатление, что это не актеры, а обычные живые люди. Его нельзя назвать ни антирелигиозным, ни провокационным, игра актеров заслуживает пристального внимания. Хотя истинному верующему христьянину он будет неприемлем. Режисеру удалось быть максимально беспристрасным, в фильме все выставлено на суд зрителя, есть факты за, есть против. Зритель и адвокат, и судья, и прокурор.

Понравилась рецензия?   +1
Написал рецензию к фильму «За холмами»

Вчера посмотрела фильм «За холмами». Впечатление однозначное — фильм отличный. Даже абстрагируясь от тематики, от замысла режиссера, можно отметить насколько фильм ладно скроен. Ни убавить, ни прибавить. Ни одной фальшивой ноты. Без особой зауми, подтекстов, филосовских размышлений. Все понятно: внецерковным — религиозное, не врачам — медицинское, и даже, не полицейским — полицейское. Все при деле. И, надо сказать, все хорошо исполняют свои обязанности (хороший врач, хороший поп, хороший мент), без обычного киношного ударения на хорошесть или нехорошесть. Причем об авторе фильма можно сказать, если он и не воцерквленный, то он много знает о Боге, и в частности о православии, ему известны проблемы психиатрии, и он в курсе полицейских сводок.

А эпиграфом к сценарию можно было бы поставить слова молитвы современному святому (умер в 1966 году), святителю Иоанну, Архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому: «... услыши стенание смущенных юношей нашего лихолетия, обуреваемых беснованием вселукавым и отряхни лень уныния, изнемогающих пастырей от натисков духа мира сего и томящихся в оцепенении праздном...» Автор фильма, возможно и не зная этой молитвы, обнадеживает нас, слова молитвы услышаны святителем Иоанном и он молится у Престола Божия о «пастрях изнемогающих». В настоятеле монастыря нет ни духа уныния, ни духа мира сего, ни оцепениния праздного. Он в немилости у епископа, в монастыре нет денег на роспись церкви, нет электричества и других признаков цивилизации, без которых современный человек уже себя не мнит, кроме захудалого автомобильчика, да и то не монастрыского. Человек оставил мирскую жизнь: удобства, развлечения, комфорт, спорт, организовал монастырь и делает свое дело не суетясь, не отступая от заповедей, соблюдая апостольские првила: «пресвитеры и диаконы ничего без воли епископа не совершают»...(ап. правило 39).

Видимо долгая история предстоит с освящением нерасписанной церкви. Он взял на себя ответственность за Алину. За это и будет наказан мирским судом. Инициатива наказуема. Кто ничего не делает, тот не ошибается. Это народная мудрость, а у Бога своя справедливость. Врачи от Алины отказались. Современная психиатрия мало чем отличается от Чеховской «Палаты № 6». Разве, что фармакологией, ну и условиями содержания в некоторых клиниках. Бесконечные новые препараты, которые на больных и проходят «обкатку». Не особо успешно. Психиатры и сами признают кризис психиатрии. Об этом можно узнать из различных «вестников психиатрии». Это отдельная долгая история, но автору удалось парой зарисовок умело обозначить эту проблему. Душу таблетками не вылечишь, а бесы таблетки любят. Православие не отрицает медицину и психиатрию, в частности. Но, как сказала мне одна монашка: «никакой шизофрении нет, а есть бесовщина». У шизофрении выбора нет: или галоперидол (условно), или покаяние: «... сердце смиренно и сокрушенно Бог не уничижит...» (пс.50). Галоперидол — плохо, покаяние — невозможно, или почти невозможно по причине «каменного» сердца. И это тоже одельная и очень долгая история.

Но опять же автору удалось и эту проблему, уж, если не разрешить, то очень четко обозначить. Фильм на наш мирской взгляд — несколько мрачноват: суровый монастырский быт, черные одежды монахинь, холодная зима, болезнь, смерть, полицейскиий фургон. Но для воцерквленных людей, или для тех, кто хоть раз задумался: «... зачем на земле этой грешной живу», фильм — вполне оптимистичный. Хотя бы потому, что есть такие монастыри и такие настоятели пусть и «за холмами». Автор мог бы еще минут на 10 продлить фильм и по своему разумению разрулить ситуацию, чтобы зритель не ломал голову: что ждет героев фильма в ближайшие для них дни. Алина умерала. Горе. Но умерла она просветленной. Думаю, что монастырь устоит. Батюшке нервы потреплют, но оправдают. Полицейские вполне адекватные. Медицинские заключения по Алининому состоянию здоровья к делу приобщат — врачи тоже вполне адекватные. Ну и последняя полицейская сводка, прозвучавшая буквально в последнем кадре: подросток зарезал свою мать и выложил фото в интернет.

Эта безнадежная последняя нота у хорошего адвоката может прозвучать в защиту батюшки: что делать с этими «смущенными юношами нашего лихолетья, обуреваемыми беснованием вселукавым»? Вот для главной героини Войкицы все складывается значительно сложнее. Она не из-за разочарования ушла из монастыря. Батюшка ее предупреждал, выгонял с последней службы. Войкица может оказаться тем самым слабым местом, где приютится бес. Серафим Саровский говорил (дословно не помню)о том, что не пытайся спасти всех, спасись сам (о душе) и тысячи вокруг тебя спасутся. «Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?» (Лк.6,39). Опять же по нашим мирским меркам это не совсем справедливо. Ведь Алина и Войкица почти как сестры. Войкица не могла ее оставить в таком расхристанном состоянии. Но Войкица и сама была еще не окрепшей духовно. Батюшка был прав, когда в самом начале пытался их разделить. Ведь и в Евангелии говорит Христос: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение....» (Лк.12,51).

Вчера посмотрела этот фильм, оценив его высоким баллом, мне захотелось узнать, как же его увидели другие. Я заглянула на сайт «афиша», сразу же наткнулась на рецензию Анны Сотниковой. Бедная девушка. Так вдохновенно, такую глупость. Воинствующее невежество. Она напомнила тех несчастных «непотребных девиц» — «пупси райт», которые «откололи номерок», опозорились на весь белый свет, вот уж поистине не ведали что творили. Им потом будет стыдно. Но как в какой-то песне поется: потом вам будет худо, но это уж потом. С какой колокольни, или вернее, из какой ямы смотрела Анна этот фильм, чтобы назвать его «антирелигиозным памфлетом». Или с чего она взяла, что Войкица называет отца настоятеля «папой». Даже не хочется перечислять все глупости бедной Анны, и тем более разбирать их. Хотя сразу по прочтении ее рецензии, именно такое желание было: на все возразить, все ее мысли опровергнуть. Но это было вчера, а сегодня мне хочется, чтобы как можно больше людей посмотрели этот фильм. О чем этот фильм? Каким каждый его увидит? В народе говорят: как Бог на душу положит. А создателям и участникам фильма — спасибо. Все были при деле. Все справились со своими обязанностями на отлично.

Понравилась рецензия?   +3
Написала рецензию к фильму «За холмами»

Я увидела в этом фильме отражения любви к Богу в лице Войчиты и любви земной (причем извращенной) в лице Алины и их противопоставление. Последнюю автор фильма превозносит над первой, это понятно из концовки фильма, когда Алину уносят на носилках в одежде монашки в то время как Войчита (явно разочарованная в своей любви к Богу) облачена в мирскую одежду.

Отношение Автора к действиям монашек, да и, по-видимому, к православию в целом очевидно. Например, почему монахини предпочли «распять» девушку? Когда одна из монахинь увидела черный крест в полене, она отшатнулась от него в суеверном ужасе, но при этом их не смутило, что они решили девушку привязать, по сути дела, ко кресту, когда можно было, в конце-то концов, просто привязать руки к телу, тогда и запястья бы так не пострадали. И почему-то обычный полицейский увидел, что то к чему была привязана девушка — крест, а монахини не заметили. Автор ставит бесноватую Алину вровень с Иисусом Христом, что можно назвать кощунством и непониманием того, что Христос мучился и при этом любил своих мучителей «ибо они не ведают, что творят», а Алина мучалась от себя самой. Ей пытались помочь осознать это, но она не считала, что больна, более того, она их считала больными и выполняла Таинста (Исповедь. Евхаристия) только для того, чтобы угодить своей грешной любви, т.е. Войчите, которая (грешная любовь) и послужила источником ее недуга (беснования).

Кстати, этот грех мучил и Войчиту, которая, разочаровавшись в любви к Богу, в конце фильма уступила место этой «любви». В образе Алины можно распознать нынешних феминисток. Это видно из тех вопросов, которые она задает: почему нельзя в штанах, почему я нечистая, почему нельзя в алтарь и т.д. Почему-то ей просто отвечали, что так надо, хотя православные батюшки могут подробно объяснить почему и с чем это связано. Вообще образы монахинь и отца какие-то замороженные, напоминают роботов, которые следуют по определенной программе и в том момент, когда им, вроде бы надо включиться (говорить), они замолкают. Думаю такова была задумка автора фильма.

Понравилась рецензия?   -1

 

«Афиша Mail.Ru» представляет вашему вниманию информацию о фильме За холмами (Dupa dealuri, 2012): актеры, рецензии, список похожих фильмов, возможность оставить отзыв к фильму За холмами. Также вы можете посмотреть трейлер к фильму За холмами, получить информацию об авторе сценария и режиссере фильма.