Отзыв редакции к фильму «Волчок»

Надежда Найденова
5 декабря 2011
Надежда Найденова написал/a отзыв к фильму «Волчок»
Очень страшное кино даже

Взявшая Гран-при на летнем «Кинотавре» картина «Волчок» только сейчас вышла в широкий прокат. Смотреть ее очень тяжело – не зря все-таки Василия Сигарева критиковали за чернуху и излишнюю натуралистичность.

Девочка без имени (Полина Плучек) родилась в тот день, когда ее мать (Яна Троянова) совершила преступление на бытовой почве. Девочка увидела отсидевшую мать в первый раз, когда ей было семь лет. Она так сильно хотела любви родного человека, но мама, потерявшая материнский инстинкт на зоне, живет ради себя, а дочь ей только мешает. Она водит к себе мужиков, пьет, потом вовсе не живет дома, заскакивая иногда на полчаса и принося в виде подачки маме и дочке сгущенку и гематоген. Девочка, которой мать за всю жизнь подарила только деревянную юлу и живого ежика, хочет в своих глазах оправдать мать и мечтает, чтобы она больше никуда не уходила.

Мать однажды рассказала девочке страшную сказку, что она ее не рожала, а нашла ночью на кладбище в мешке. И что она была похожа на волчонка с густой шерстью. Девочка, поверив в эту историю и прогулявшись во сне в лесу из фотообоев, пошла на кладбище, чтобы найти там себя. Там она нашла себе друга - мальчика-утопленника, стала с ним разговаривать, петь песни, ухаживать за могилой и приносить конфеты. Этот мальчик забрал к себе бабушку, а мать продала квартиру, бросила ребенка на вокзале и укатила на юга.

«Волчок» - это не просто бытовая драма с, казалось бы, банальной историей. Это такая черная сказка, от которой становится жутковато. Еще более некомфортно начинаешь себя чувствовать, когда представляешь, как ребенок принимал участие в съемках. Девочка видела и делала совсем недетские вещи: разбивала банку о голову маминого хахаля, душила ежика и присутствовала при постельных сценах.

У Сигарева нет режиссерского образования, он драматург. И наверное поэтому его фильм держится на диалогах, построенных на игре слов. Волчок – это и зверь, и детская игрушка, и характеристика диковатой девочки, и оценка этой беспросветной жизни, которая нудно крутится вокруг своей невидимой оси. Реплики героев также строятся по принципу волчка. Мать повторяет, что хочет «жить, жить, жить» или задает дочери вопросы, на которые получает одни и те же ответы. У девочки же этот волчок всегда заедает, как испорченная пластинка, и она к каждой фразе вставляет слово «даже». «И не нужен мне ежик этот даже» - раз десять повторит девочка и убьет его. Это слово-паразит так сильно пристает, что теперь постоянно хочется повторять: «Очень страшное кино Сигарев снял даже».