Отзыв редакции к фильму «Озеро»

Маша Вильямс
5 декабря 2011
Маша Вильямс написала отзыв к фильму «Озеро»
Облако, озеро, лошадь

Непонятное, но холодное и туманное время года, неизвестная местность, относительное время суток. Молодой человек рубит в лесу дерево, затем падает в эпилептическом припадке. Очнувшись и добредя до дома, рассказывает о случившемся сестре по имени Эг, попутно слегка ее домогаясь. С сестрой не получается, и юноша (его зовут Алекс) пытается пристать к лошадке. Но с лошадкой скучно, и юноша отправляется на берег Озера. Там он встречает другого молодого человека, Юргена, изъявляющего желание рубить лес, и приводит его в дом.

Юрген понравился сестре Алекса, они начали целоваться. Алекс расстроился, убежал, замерз. Его нашли, привели домой, отогрели. Юрген между делом переспал с Эг. Приехал отец Алекса, все сели есть. Потом дочь объявила, что хочет уехать с Юргеном, они погрузились в лодку и уплыли.

Всегда интересно, насколько далеко может зайти режиссер (а здесь и сценарист, и оператор в одном лице), исследуя изобразительные возможности кинематографа и испытывая зрителя на прочность. «Озеро» намеренно раздражает все чувства разом. Резкий звук ударов топора, пронзительные крики или тяжелое дыхание неприятно отдаются в ушах. Назойливые крупные планы уродуют даже красивые лица, а обычным человеческим рукам придают зловещий или непристойный вид. Постоянно дрожащее или размытое изображение мучительно для глаз. Вдобавок действие чаще всего происходит либо в кромешной темноте, либо в густом тумане.

Можно сколь угодно долго искать здесь пласты скрытых смыслов и подыскивать отмычки к сокровенному «что хотел сказать режиссер». Находить аллюзии и аналогии, ссылаться на неоспоримые привилегии «авторского» кино и поражаться творческой смелости человека, пренебрегающего в работе даже штативом, не говоря уже о спецэффектах. Но стоит только допустить мысль о том, что за этой странной и претенциозной формой и в помине нет содержания, все становится прозрачно и просто. Такая незамутненная озерная гладь.