Отзыв редакции к фильму «Газетчик»

Борис Гришин
29 октября 2012
8
Борис Гришин поставил оценку 8 и написал отзыв к фильму «Газетчик»
Душной ночью во Флориде

Дикая, но очень стильная реконструкция ретрокино 60-х с неконтролируемыми сексуальными инстинктами и расистским подтекстом.

В Америке царит 1969 год. Уже убит Мартин Лютер Кинг и движение за гражданские права негров уверенно подняло голову в южных штатах. В маленьком городке Флориды жарким летом уходящего десятилетия зарезан местный шериф Коул — непримиримый расист и убийца чернокожих. В его гибели обвинен местный охотник на аллигаторов, крайне отвратительный тип и большой жулик Хиллари Ван Веттер (Кьюсак), которому грозит казнь. Чтобы разобраться в происходящем, на место прибывает известный репортер, уроженец этого городка, белый правозащитник Уорд (Макконахи). В расследовании газетчику помогают его младший брат Джек (Эфрон) и цивилизованный афроамериканец, соратник по перу, высокомерный Ярдли (Ойелоуо). С ними также орудует красотка Шарлотта (Кидман), которую нелегкая женская доля привела к тому, что она закрутила с Ван Веттером роман по переписке. Расследование вязнет в душной атмосфере стремительно наступающего упадка.

Фильм, снятый по одноименному роману Питера Декстера, четко проводит черту водораздела в эпоху, когда жизнь в Америке менялась стремительно и безвозвратно. И, начинаясь как типичный неонуар, картина постепенно превращается в традиционный роман взросления, наглядную инициацию юного существа в мир, из которого навсегда исчезает безмятежность. Главный герой здесь Джек, очень тонко сыгранный Заком Эфроном, — последний представитель белой цивилизации, которая тогда еще могла позволить себе быть невинной. И здесь, как это ни странно, уместно вспомнить «Мечту Аризоны» Эмира Кустурицы, где схожему герою необходимо было пережить кошмар, чтобы почувствовать себя взрослым. Но в отличие от Кустурицы, афроамериканец-режиссер Ли Дэниелс идет еще дальше, проецируя личную драму персонажа на эпоху, которая стремительно меняет обличья.

Несмотря на воистину варварскую мясорубку чувств, переживаемых практически всеми героями «Газетчика», и сюжетную невнятность истории в целом, Дэниелсу удалось передать свою главную мысль. В то время как белое население уходит жить на болота и превращается в дегенеративный уайт-трэш, бывшие черномазые обретают новое сознание и становятся афроамериканцами. Уже несколько лет, как в США действуют «Черные пантеры» со всеми вытекающими из этого политическими последствиями. Недаром рассказ ведется от имени чернокожей служанки, которая становится сторонней наблюдательницей того, как рушится до основания цивилизация англосаксов. И меняется в лице только тогда, когда слышит слово «ниггер».