Отзыв редакции к фильму «Искусственный разум»

Ольга Шпунтенко
5 декабря 2011
Ольга Шпунтенко написала отзыв к фильму «Искусственный разум»
Буратино или Электроник?

Зритель настолько зачерствел, что пробудить в нем человечность можно только фильмами про детей и животных. А лучше про детей-роботов и медведей-роботов.

Изначально над экранизацией короткого рассказа 1969 года Брайана Олдисса «Суперигрушки живут все лето» начал работу сам великий Стэнли Кубрик («Космическая одиссея 2001», «Заводной апельсин», «Широко закрытые глаза»). Работа шла тяжело, Кубрик писал автору: «Я уверен, что этот короткий рассказ являет собой прекрасное начало для длинной истории, к несчастью, у меня нет ни малейшего представления о том, как события будут развиваться дальше». Подготовка затянулась вплоть до смерти Кубрика в 1999 году, права на незаконченные проекты унаследовал Стивен Спилберг, и в 2000 году он приступил к съемкам, вооружившись дописанными Олдиссом рассказами «Суперигрушки с приходом зимы» и «Суперигрушки в другие времена года».

Возможно, Кубрик передал проект именно Спилбергу потому, что это один из немногих режиссеров, умеющих превосходно работать со спецэффектами и при этом снимать серьезные, проникновенные, философские фильмы. Что касается спецэффектов, то знаменитый мастер Стэн Уинстон, работавший над этой лентой, заявил, что «Искусственный разум» был самым амбициозным проектом в его жизни.

Стивен Спилберг прекрасно умеет работать с детьми – Дрю Бэрримор в «Инопланетянине», Дакота Феннинг в «Войне миров», и, конечно, Хэйли Джоел Осмент в «Искусственном разуме». Осменту каким-то непостижимым образом удается гениально играть (вспомните его в «Заплати другому» или в «Шестом чувстве»), зритель проходит вместе с ним через все препятствия, переживает и ни на секунду не отрывается от экрана.

Фильм заставляет задуматься об ответственности «за тех, кого приручили». Вопрос, заданный в начале фильма: «Если робот будет искренне любить человека, какую ответственность накладывает на человека эта любовь?» так и остался без ответа. Нам в который раз показали, что мы идем на поводу у своих чувств и желаний, не понимая и не думая о последствиях. А это уже настоящий стиль Стэнли Кубрика – рассказывать об одиночестве человека в том мире, который он сам для себя создал.