Отзыв редакции к фильму «1812: Уланская баллада»

Борис Гришин
1 ноября 2012
6
Борис Гришин поставил оценку 6 и написал отзыв к фильму «1812: Уланская баллада»
Три улана и корона Российской империи

Похвальная, но не слишком удачная попытка сделать нормальное приключенческое кино с фехтованием и конными трюками. Несмотря на фамилию одного из героев, ничего общего с тупой комедией не имеет.

Молодой провинциальный дворянин Алексей Тарусов (Соколов) становится свидетелем погони трех русских улан за кортежем Наполеона. Охране императора с большими потерями удалось оторваться, но юноша выследил, куда держит путь корсиканец. Пробравшись в замок, он стал свидетелем встречи Бонапарта с предателем графом де Виттом (Николаев). Отбившись от целой толпы польских и французских офицеров, Алексей прибывает в расположение русской армии, докладывает Кутузову о добытых сведениях и невольно закладывает трех улан командиру полка. Поручик Горжевский (Безруков), князь Кикнадзе (Белый) и силач, толстяк и любитель хорошо поесть унтер Птуха (Дужников) — самые лихие уланы в армии, прославившиеся своими многочисленными подвигами. После того как Наполеон захватил в Москве корону Российской империи, трем уланам и молодому корнету Тарусову поручено вернуть ее царю Александру.

Нетрудно заметить, что в случае с картиной «1812: Уланская баллада» мы имеем активное использование мотивов и сюжетных элементов «Трех мушкетеров», к которым пристегнута фабула советского фильма «Корона Российской империи». Само по себе это не то чтобы предосудительно, запретить художникам играть с классическими сюжетами невозможно. Однако здесь это слишком явно сделано ввиду отсутствия у создателей ленты собственных идей и фантазии. Не говоря уже о том, что использовать в фильме о войне русских с французами знаменитый французский сюжет вообще как-то нехорошо и непатриотично. Тем более и нужды в этом никакой нет — в истории об Отечественной войне 1812 года у русских есть собственный реальный герой, который своими приключениями и подвигами легко заткнет за пояс всех выдуманных д'Артаньянов.

Речь, конечно же, о гусарском подполковнике Денисе Давыдове — человеке, который еще в начале ХIХ века изобрел тактику диверсионных операций в тылу врага, можно сказать, был праотцем ВДВ. В 1980 году о нем был снят отличный исторический боевик «Эскадрон гусар летучих», но тему он отнюдь не исчерпал. Герои «Уланской баллады» активно и вдохновенно цитируют стихи Давыдова (он был еще и выдающийся поэт), но подражают почему-то французским мушкетерам. Впрочем, и это была бы не беда, если бы в фильме все было в порядке с драматургией и актерской игрой. Несмотря на обильные и подробно снятые драки на саблях, перестрелки, погони и батальные сцены, картина оставляет ощущение полуфабриката. Герои не вызывают сопереживания, не обладают необходимым обаянием, интрига не способна захватить зрителя. Это очень и очень печально, ведь нам так не хватает простого, нормального приключенческого кино, в котором смелые и веселые мужчины дерутся холодным оружием, скачут на лошадях и проливают кровь за царя, отечество и прекрасных дам в пышных платьях.