Отзыв редакции к фильму «Слова»

Маша Вильямс
28 ноября 2012
8
Маша Вильямс поставила оценку 8 и написала отзыв к фильму «Слова»
Словесный вопрос

Кино, в котором непрерывно воруют, берут взаймы и пытаются просто попользоваться. Хотя речь идет о словах.

Словооборот не прекращается ни на минуту: закадровый рассказчик читает текст, сочиненный коммерчески успешным писателем Хэммондом (Денис Куэйд) о другом, менее успешном писателе Рори Дженсене (Брэдли Купер), который, в свою очередь, нашел рукопись третьего, самого невезучего сочинителя (Джереми Айронс) и выдал за свою. Соответственно, рассказываются три истории, каждая из которых связана не столько с писательством, сколько со словами как таковыми, а также с решающей ролью женщины в истории литературы.

Хэммонд, с книги которого все и начинается, — признанный литератор, который уже может себе позволить давать интервью на бегу, не глядя на собеседника, и при этом говорить «мы, творцы». Слова для него — возможность отличного заработка. Для его героя Дженсена слова все еще есть нечто удивительное: будучи правильно подобраны, они могут доставить почти физическое удовольствие. Для того же, чью книгу украл Дженсен, слова сами по себе не значат ничего. Но за ними жизнь, прожитая конкретным человеком, который не собирался ею с кем-то делиться.

«Слова», к сожалению, не психологический триллер, хотя, словом, как известно, можно и убить, а месть обманутого автора будет изощренной. Если кто-то не может заплатить муками творчества, должен будет расплачиваться муками совести. Взяв без спроса чужую книгу, по сути, автобиографию, вор крадет целую жизнь. И так далее, литературно и красиво, но в целом — мелодраматично до пафоса. В какой-то момент интересные психологические игры со словами капитулируют перед всепобеждающей силой любви, романтические отношения оказываются важнее гениальной книги и пр.

Из трех историй законченной оказывается только одна, и то, кажется, только потому, что ее героиня во второй раз вышла замуж удачнее, чем в первый. Самое же интересное — окончание рассказа о «реальном» человеке, писателе Хэммонде, повисло в воздухе. То ли потому, что это была слишком сложная аллюзия на «Черного принца» Айрис Мердок, где литературное дарование отождествляется с женщиной, которой пытаются овладеть. То ли потому, что Оливия Уайлд, желающая соблазнить знаменитого писателя, слишком красива для длительных отношений и уж точно не пойдет за него замуж — ни первый раз, ни второй.