Отзыв редакции к фильму «Все умрут, а я останусь»

Надежда Найденова
5 декабря 2011
Надежда Найденова написал/a отзыв к фильму «Все умрут, а я останусь»
Как сложно быть девочкой

Режиссер Валерия Гай Германика – явление удивительное и противоречивое в отечественном кинематографе. Она поражает своей внешностью (многочисленные пирсинги, татуировки, черная губная помада и такие же платья), возрастом (всего 24 года) и неординарными фильмами. Занимаясь документальным кино, она сразу же стала известной, получив множество кинопремий, в том числе и два приза 61-го Каннского кинофестиваля: специальное упоминание жюри в конкурсе «Особый взгляд» и молодежный приз «Недели критики». С другой стороны, по ее же словам, она снимает кино только о том, что знает, без художественного вымысла, а также ничего не смыслит в монтаже.

«Все умрут, а я останусь» - это ее же ремейк на документальный короткометражный фильм «Девочки», только с другими актерами и в широком метре.

Три подружки, учащиеся в девятом классе, хоронят кота Жанны (Агния Кузнецова), вывалив в могилку папиных аквариумных рыбок, которые, видимо, при жизни досаждали коту. Похороны тут же перерастают в обсуждение наиграндиознейшего события, которое намечается в школе на выходные – дискотека. На повестке дня: как купить выпивку и найти себе парня, желательно из старших классов. На уроке геометрии Катя (Полина Филоненко), чтобы кинуть шпаргалку Жанне, стоящей у доски, отвлекает внимание учительницы и говорит, что эта ваша геометрия на фиг никому не нужна. Ей ставят двойку, и она демонстративно уходит с урока. Домой идти Катя боится, так как ее бьют родители, поэтому она ночует у подруги. За такое поведение из-за нее могут отменить дискотеку, поэтому девочки из старших классов в туалете в грубой форме говорят Жанне и Вике (Ольга Шувалова), чтобы они уладили вопрос с подругой. Девочки решают, что на дискотеку пойдут без Кати, что расценивается ею как предательство.

«Все умрут, а я останусь» - остросоциальное кино про жизнь современных подростков, которые находятся в пограничном состоянии перехода из детства во взрослую жизнь. Эту историю мы видим глазами четырнадцатилетних девочек. Учителя умышленно комичны, но правдоподобны, потому что так их видят подростки. Родители – непонимающие существа – и именно такими зритель их воспринимает. Фильм снят в документальной манере, подвижной камерой, без монтажа эпизодов. Режиссер здесь как репортер, который подсматривает скрытой камерой, а герои не притворяются, не играют, а живут.

Сигареты, алкоголь, мат, драки, повышенная восприимчивость, хотение стать взрослыми – вот из чего сделаны современные подростки. Только вот фильм запустили в широкий прокат, и на него пойдут школьники как раз в дни осенних каникул. И они могут буквально воспринять слова героини: «Мама и папа, идите на …».