Отзыв редакции к фильму «Я тоже хочу»

Роман Куланин
11 декабря 2012
8
Роман Куланин поставил оценку 8 и написал отзыв к фильму «Я тоже хочу»
Счастье есть

Удивительная притча о поиске счастья от Алексея Балабанова и, возможно, одна из лучших российских лент последнего времени.

Алексей Октябринович уже давно превратился в священного монстра отечественной кинофауны, для которого и похвала, и критика — одинаково незначительны. При всем при этом у режиссера с каждым годом выходит снимать все лаконичнее и прозрачнее, окончательно превращая фильмы не то в притчу, не то в заговор. Даже их названия сродни магическим заклинаниям: «Груз 200», «Морфий», «Кочегар», а теперь вот «Я тоже хочу».

По-прежнему необязательный сюжет (поехали бандит, музыкант и проститутка счастье искать) на этот раз сопровождается бесконечным рефреном из музыканта Федорова, и снова те же актеры. К игравшим в «Кочегаре» Мосину и Матвееву присоединились Гаркуша и часто обнажающаяся дебютантка Шитикова — в прошлой ленте похожую функцию выполняла Аида Тумутова. И снова — тот же результат.

С первых кадров кино погружает в типичное балабановское пространство — со своими причинно-следственными связями, хронологией и нестерпимо прекрасной, растянутой на десяток картин попыткой прорваться туда, на другую сторону. Самым восхитительным является то, что «та сторона» оказывается для Балабанова ровно такой же, как и для большинства населения нашей страны.

Именно отсюда эти бесконечные присказки-прибаутки, которыми Алексей Октябринович наполняет разряженное пространство своих картин, не то подслушанные в ближайшей пивной, не то выдуманные за утренним рассолом. Благодаря им «Я тоже хочу» отчасти выполняет ту же функцию, что и книги Пелевина: скрупулезно документирует штришки и царапинки времени, даром что 90-х.

Когда же они заканчиваются, на экране остается прямая, как стрела, дорога к той самой Колокольне счастья, а в конце героев ждет не только долгожданное чудо, но и растерянный режиссер Балабанов. Которому за два десятилетия и полтора десятка лент так и не перепало счастья, в отличие от своего юного сына (показательная роль Петра Балабанова). Именно поэтому он тоже хочет, как хотят все, но довольствуется лишь неосязаемой, оттого и особенно сильной верой в то, что счастье есть. Просто не для него, не для всех.