Отзыв редакции к фильму «Воображариум доктора Парнаса»

Света Писцова
5 декабря 2011
Света Писцова написал/a отзыв к фильму «Воображариум доктора Парнаса»
В-основном-хороший человек

По сумрачным окраинам современного Лондона колесит ветхая повозка, запряженная парой лошадей. Останавливаясь, она со страшным скрипом, но довольно живо трансформируется в захудалый театрик под вывеской "Воображариум доктора Парнаса". За занавесом театрика сосуществуют сам доктор Парнас, тысячелетний фокусник, гуманист и алкоголик, его юная дочь Валентина, неземное существо в кружевах, влюбленный в нее шут-зазывала Антон и Перси, карлик со скверным характером, давний помощник Парнаса. За умеренную плату зрители могут шагнуть сквозь зеркало в собственное воображение - но желающих так мало, и с воображением у них настолько плохо, что все парнасово предприятие еле-еле балансирует на грани выживания. Вдобавок доктор заключил в свое время серьезную сделку с неким Мистером Ником, давним своим соперником, дьяволом, и тот явился за обещанным призом. Чтобы попробовать избежать расплаты, доктор Парнас заключает с сатаной новое пари. У него есть всего одни сутки, и они начинаются спасением висельника Тони, который, очнувшись, изменит "Воображариум" до неузнаваемости.

Долгожданный "Воображариум" Терри Гиллиама - судя по всему, плод пари, заключенного режиссером Терри Гиллиамом с человеком Терри Гиллиамом, в которое где-то на полдороге вмешались еще продюсер Терри Гиллиам и высшие силы. Плод катастрофически автобиографичный, непростой, хрупкий, слишком обнаженный и человечный для современного хладнокровного генетически модифицированного зрителя. Он похож на выстрел игрушечного ружья или взрыв хлопушки против настоящего смертельного оружия, отчаянно смелый выстрел, который на мгновение разве что ошеломит противника, а по-настоящему подействует только на тех, кто этого действительно захочет.

Гиллиам, отказавшийся от "Форреста Гампа", "Кролика Роджера", "Чужих", "Трои", "Гарри Поттера" и от американского гражданства, оставаясь верным монти-пайтоновским привычкам, упорно снимал свое особенное, ни на что не похожее кино, раз за разом все дальше уходя по ту сторону зеркала. Достигнув почти тысячелетнего возраста и очевидно так не понятый большей половиной человечества, Гиллиам, похоже, взялся за подобие мемуаров и попытался все объяснить. Однажды не вернувшийся в реальность Леджер и вынужденная замена его Деппом, Лоу и Фарреллом добавили всей затее какой-то жуткой осязаемости и вместе с тем сюрреалистичности.

Еще, несмотря на характерный почерк Гиллиама, в "Воображариуме" временами чудится Булгаков. Видимо, любые игры с дьяволом, как бы они ни начинались, развиваются по одному сюжету.