Отзыв редакции к фильму «Малыши»

Надежда Найденова
5 декабря 2011
Надежда Найденова написал/a отзыв к фильму «Малыши»
Человеческий детеныш

Панихао родилась в Намибии. Она ползает голышом по грязи, на ее грудное молоко претендуют старшие братья и сестры, ее игрушки – это мухи, собаки и камни на дороге. Баяра из Монголии родился в роддоме и был доставлен в юрту на заднем сиденье мотоцикла. Его родители кочуют по степи и пасут скот. Чтобы он далеко не уползал, его привязывают веревкой рядом с домом. На его благополучие покушаются домашние животные, часто захаживающие в дом. И он с младенчества наблюдает за родителями, которые разделывают тушки животных.

Мари родилась в Японии и живет в мегаполисе. Ее, совсем крошку, водят на гимнастику для младенцев и дают развивающие игрушки, назначения которых она не понимает. Хатти родилась в Сан-Франциско в очень хорошем роддоме. Мама не кормит ее грудью, а сцеживает молоко. Родители–вегетарианцы водят Хатти на занятия, где поют песни о том, что нужно беречь природу.

«Малышей» снял французский документалист Томас Балмес, который непрерывно наблюдал за четырьмя малышами и их родителями с разных концов света. Будущих родителей он выбирал сам. Главным критерием отбора было то, чтобы родители ждали рождения ребенка и любили друг друга.

Балмес снял фильм не просто о развитии детей, а на этом примере рассказал о глобализации, о непохожести разных культур и разных точках зрения. Цивилизованный человек, например, ужаснется, глядя на то, как ребенок копается в грязи, не подумав о том, что он вполне комфортно себя чувствует, а его права не нарушаются.

Все герои фильма развиваются согласно своему возрасту: они практически одновременно начнут ползать, потом ходить, потом скажут первое «мама» - и все это независимо от социального статуса родителей и происхождения. Конечно, Мари и Хатти получат хорошее образование, будут лечиться в хороших клиниках, хорошо питаться и играть в компьютерные игры. Баяра, в лучшем случае, научится читать. Панихао вообще не получит образования и никогда не узнает, что на свете есть телевизор, и так же, как и ее мать, нарожает кучу детей без капельниц и обезболивающих.

Балмес ничего не придумывал, не делал постановочных сцен. Он просто наблюдал и восхищался малышами. И хотя никакого сценария предусмотрено не было, фильм получился забавным и смешным, потому что наблюдать за играми маленьких детей нельзя без умиления и улыбки.