Отзыв редакции к фильму «Оз: Великий и ужасный»

Станислав Орлов
6 марта 2013
4
Станислав Орлов поставил оценку 4 и написал отзыв к фильму «Оз: Великий и ужасный»
Ты уже не в Канзасе, дорогой

Реальная неудача отличного режиссера Сэма Рейми, отказавшегося от «Человека-паука» в пользу сомнительной авантюры с фокусами и волшебством местечкового пошиба.

Канзасский цирковой фокусник-шарлатан Оскар Оз Диггс (Франко) унесен в одноименную сказочную страну смерчем. Там он встречает трех колдуний, которые принимают его за предсказанного древним пророчеством волшебника-спасителя. Оз втягивается в настоящую войну, где его трюки и манипуляции, прокатывавшие в нашем мире, уже не катят. Говорящие мартышки, гномы-негроиды, фарфоровые девочки и прочие «чудеса в решете» прилагаются. В такой ситуации, согласно вечному сказочному закону, герой вынужден измениться к лучшему.

«Оз: Великий и Ужасный» — худшее, что могло произойти с Сэмом Рейми. Режиссер, который обладал уникальной возможностью вдохнуть настоящую жизнь в любой комикс или хоррор, захлебнулся в кислотной паранойе искусственного мира, давным-давно созданного Фрэнком Баумом и не подозревавшего об извращениях современного кинематографа. Со времен триумфального шествия по экранам юной Джуди Гарланд в роли Дороти все попытки взять реванш у классической картины 1939 года потерпели провал — планка была слишком высока. Компания Disney решила исправить ситуацию и замахнулась на чудо.

Поначалу стильные, красивые, интригующие титры в духе классических иллюстраций к «Алисе» Джона Тенниела настраивают на оптимистический лад. Но уже черно-белый пролог, иллюстрирующий жизнь канзасского цирка-шапито, лишает зрителя ощущения чудесного. Дальше — хуже. Страна Оз — волшебный мир, существующий в сознании не одного поколения детей планеты Земля, — решена в стиле китайского «набора принцессы» для девочки дошкольного возраста. Не страшно, не смешно, не волшебно.

В современной реальности, обладающей существенным арсеналом компьютерных технологий и возможностью моделировать невероятные пространства с диковинными персонажами, главное —  проявить хоть чуточку фантазии. Но перед нами совсем иной случай. В целом впечатление от картинки таково: взрослого парня, фаната блэк-метала и фильмов про зомби, попросили рассказать на ночь сказку малолетним детям, и он пытается как-то соответствовать непривычному жанру. В результате детское кино приобретает привкус мертвечины, от ощущения которой не спасают ни известные актеры, ни именитый талантливый режиссер, ни прикосновение к классике.