Отзыв редакции к фильму «Убежище»

Надежда Найденова
5 декабря 2011
Надежда Найденова написал/a отзыв к фильму «Убежище»
Медицина бессильна

Судебный психиатр Кара Джессап (Джулианна Мур) занимается тем, что разоблачает преступников с мнимым синдромом раздвоения личности и отправляет их на электрический стул. Но тут ей попадается интересный пациент (Джонатан Рис-Майерс), который не симулирует, а страдает от того, что в нем живут два человека.

Дэвид прикован к инвалидной коляске, очень спокоен и рассудителен. Также он бывает взбалмошным Адамом, который не знаком с Дэвидом, но с ногами у него все в порядке. Превращения из одного человека происходят прямо на глазах у Кары: Дэвид вдруг запрокидывает голову, потом у него хрустит позвоночник, – и вот он уже другой человек.

Кара, заинтересовавшись этим случаем, хочет помочь пациенту и начинает проводить что-то типа собственного расследования. Чем дальше она ищет информацию и копается в документах, тем страшнее ей становится. Как выясняется, Дэвид и Адам давно умерли, а теперь еще начали умирать и ее близкие. Личность пациента начинается троиться и четвериться, и вот он уже представляется Каре ее мужем, который тоже умер.

Чем скорее зритель понимает, что случай с Дэвидом даже не клинический, и медицина здесь бессильна, тем глубже погружается в череду бессмысленных событий и теряет нить повествования. В сюжет вклиниваются страшные девочки, заклинания, трупы, языческие обряды, ведьма с горшочком, в котором лежит таинственный иероглиф. Старуха неубедительно разъясняет, что это и есть убежище. А если вы, деточки, утратили веру в Бога, то вам уж не спастись, и вы умрете, как только на ваших спинах начнет проявляться крест и вы начнете харкать сырой землей. К этому мракобесию добавляется псевдохроника начала XX века, где речь идет о каком-то духовном целителе, который забирает души мертвых. Такое впечатление, что режиссер сам страдает раздвоением личности, забыв внезапно, что снимал психологический триллер.