Отзыв редакции к фильму «Блюз опадающих листьев»

Ксения Гаврилова
5 декабря 2011
Ксения Гаврилова написал/a отзыв к фильму «Блюз опадающих листьев»
Все дело в листьях

Удивительное дело, у нас умеют снимать фильмы так, как будто бы не было многолетней истории мирового кинематографа. То есть, делают примерно то же самое, как если бы изобретали велосипед, имея в руках уже готовый.

Режиссер Александр Михайлов решил задавить зрителя символизмом. Если обычно в фильмах символы даются как намек, дополняющий общее впечатление от картины, то в нашем случае – символы – это и есть сама картина. Их в каждом кадре наслаивается такое количество, как будто бы авторы боялись, что что-то сказанное ими могут понять неправильно. И чтобы этих ошибок зрители не совершили – каждый символ утверждает предыдущий.

Если уж предполагается, что у главной героини – библиотекарши Ксении (Евгения Добровольская) – не ладится ни личная, ни финансовая жизнь, то тут вам и одинокие вечера с ногами в кресле под шум дождя, с бутылкой красного вина. И с мужем жить не смогла, да что с мужем – от нее даже кошка сбежала.

Начало картины мелодраматично. Четыре женщины, печальными голосами обсуждающие тему осеннего сплина. Так и видишь перед собой четырех готовых самоубийц. Картину дополняет настойчивый саундтрек из бесконечного блюза (музыку к фильму, написанную Дмитрием Смирновым, исполняет коллектив Modern Blues Band). Вы помните название фильма? Пожалуйста – все предельно ясно – вот вам обещанный блюз. Да еще и Ксения со своей, как выясняется позже, кровной любовью к этому виду музыки. То есть – чтобы вы уж точно не ошиблись.

Теперь разберемся с опавшими листьями. Не будем обращать внимания на то, что девичья фамилия нашей героини – Листова. Вспомним главный символ московской осени – красно-желтые клены. На них в картине не поскупились. Листья держатся как приклеенные на капотах машин и на стенах домов. Кленовые ветки, поставленные в вазу, украшают комнаты. О них много говорят. Их даже рисуют.

Фильм перерастает в триллер ровно с того момента, как Ксюша становится хозяйкой огромной квартиры в одной из высоток и почти нового автомобиля. Тайны начинаются уже с самого наследства – кто эти люди, пожелавшие облагодетельствовать девушку? Почему в завещании говорится о каких-то «живых существах», которых следует кормить? Почему за внезапно разбогатевшей библиотекаршей следит черный мотоциклист и не менее черный джип? Кажется – вот тут-то и начнется самое интересное. Правильно – только кажется.

Не спорю, есть пара моментов, от которых становится жутковато. Один раз даже подумалось - сильные нынче девушки, я бы в такой ситуации первым делом в обморок грохнулась. Остальная же мистика кажется нелепой, местами – смешной.

Немыслимое количество намеков ведет нас к вполне закономерному финалу. Слава богу, режиссер не подвел – от наступления ожидаемого конца получаешь такое немыслимое удовольствие, которого не смог доставить весь только что отсмотренный материал.