Отзыв редакции к фильму «Не отпускай меня»

Надежда Найденова
5 декабря 2011
Надежда Найденова написал/a отзыв к фильму «Не отпускай меня»
Детки в клетке

В английской школе-интернате в Хейлшеме на первый взгляд живут обычные дети. Они хорошо воспитаны, ходят на занятия, занимаются творчеством. Но они вовсе не люди, а клоны. Прогресс и медицина дошли до такого высокого уровня, что каждый человек может вырастить себе клона, от которого потом, в случае болезни, можно изымать органы. У клонов есть душа, они могут любить и чувствовать, как нормальные люди. Воспитанники интерната знают о своей участи, и что жить им от силы – 30 лет. Но воспринимают это совершенно спокойно и даже с христианским смирением.

Рут (Кира Найтли), Кэти (Кэри Маллиган) и Томми (Эндрю Гарфилд) дружат с детства. Когда они вырастают, их отпускают на волю, чтобы они могли немного пожить по-человечески перед большими испытаниями. Клоны, став донорами, не умирают после первой операции, ведь от них потом можно взять и другие органы. Воспитанники в ожидании своего часа могут стать «опекунами», то есть ухаживать за еле живыми друзьями, перенесших операции. Перед тем, как трех друзей разберут на органы, между ними успевает образоваться любовный треугольник.

Это очень грустный фильм, снятый по одноименному роману Кадзуо Исигуро. По случайному совпадению книга вышла в тот же год, что и фильм Майкла Бэя «Остров». Речь там шла о людях, которые жили в закрытом пространстве, делали, что им велят и ждали счастливого дня, когда их отправят жить на чудесный остров. На самом деле «счастливчика» отправляли на операционный стол, так как все эти люди были клонами, выращенные на органы. Вот только в «Острове» клоны взбунтовались и захотели жить по-человечески. В фильме молодого режиссера Романека ситуация очень похожа, но дети, а потом и взрослые люди, не собираются бунтовать против предначертанного. Наоборот, они ждут того часа, когда помогут человеку.

Фильм не затрагивает этических вопросов, связанных с клонированием и пересадкой органов. Авторов интересует другое - поведение и мотивация главных героев, которые заранее знают о своей судьбе. Для читателя и зрителя эта ситуация кажется абсурдной. Но Исигуро делает из этой истории грустную лирическую песню. А Романек эти настроения хорошо передает на экране. Это, конечно, антиутопия, но с философским смыслом, ведь автор задумал книгу как метафору жизни человека. Все мы в разной степени являемся объектом эксплуатации, все мы когда-нибудь умрем, но нужно ценить каждую минуту из жизни, как будто сегодняшний день – последний.