Отзыв редакции к фильму «Щелкунчик и Крысиный король»

Маша Вильямс
5 декабря 2011
Маша Вильямс написала отзыв к фильму «Щелкунчик и Крысиный король»
Челюсти

На Рождество Макс и Мэри получают от дядюшки Альберта (Натан Лейн) замечательные подарки, в числе которых художественно оформленный инструмент для колки орехов - деревянная кукла-щелкунчик. Прозаический Макс пытается использовать куклу по назначению, но романтичная Мэри видит в Щелкунчике нечто большее, и ее ожидания сбываются.

Щелкунчик оживает, вырастает и начинает говорить истерически-писклявым голосом. Постепенно Мэри узнает ужасные подробности: ее игрушка – заколдованный принц, чью прекрасную страну захватили крысы. Главные враги принца – Крысиный король (Джон Туртурро, озвучивает Филипп Киркоров) и его мамаша, Крысиная королева (Фрэнсис Де ла Тур, озвучивает Алла Пугачева). При слабой моральной поддержке со стороны Снежной феи (мини-юбка, коньки, блестки, Юлия Высоцкая) Мэри, Щелкунчик и еще несколько оживших игрушек начинают компанию по дератизации волшебной страны.

Предположительно, действие происходит в Вене, на что указывает наличие в первых же кадрах доктора Фрейда, с которым мама Мэри (эстрадный макияж, дизайнерский наряд, Юлия Высоцкая), очевидно, уже консультировалась по поводу странных фантазий дочери. (Предполагается, вероятно, смех в зале). Но с тем же успехом Макс и Мэри могут жить, например, в Берлине, поскольку их дядюшка Альберт – не только седогрив и картав, но еще и талдычит что-то про теорию относительности. (Эйнштейн одновременно с Фрейдом в Вене не был, а родился в Германской империи, хотя создатели фильма, видимо, считают его австрийцем). Альберт читает детям лекции на музыку Чайковского, до разной степени узнаваемости обработанную Эдуардом Артемьевым.

Вообще, поют здесь много и охотно, но дурные тексты с обилием глагольных рифм нехорошую ситуацию лишь усугубляют. Истинное волшебство сказки Гофмана не передать в 3D; гигантская светящаяся ель, явившаяся Мэри то ли во сне, то ли наяву, напоминает, скорее, волосатое священное дерево из «Аватара». А попытка угодить сразу всей разновозрастной аудитории хороша в какой-нибудь социальной сатире типа «Шрэка», но не в сказке, полной чудес. Поэтому детские игрушки, которые крысы в нацистских касках сваливают горой для сжигания в печах, здесь выглядят кощунством, причем не очень умным.

Несомненная удача «Щелкунчика» - это, как ни странно, подзабытый дуэт Пугачева-Киркоров, звучащий здесь очень ярко и профессионально. Особенно удались сцены скандалов и выяснения отношений, а также отдельные фразы вроде «крысы бегут на шоу» и – вероятно, коронная в эстрадной среде - «пшел вон!».

Пишут, что замысел «Щелкунчика» зрел у Кончаловского 40 лет. Это, безусловно, немалый срок. За сорок лет, как известно из других, не менее увлекательных источников, можно успеть многое. Но у кого-то получится лишь переколоть кучу орехов.