Отзыв редакции к фильму «Ку! Кин-дза-дза»

Борис Гришин
11 апреля 2013
10
Борис Гришин поставил оценку 10 и написал отзыв к фильму «Ку! Кин-дза-дза»
Этой планете я бы поставила ноль

Если первый фильм «Кин-дза-дза» оказался пророчеством, сбывшимся теперь с нами почти буквально, то его продолжение стало грустным, но забавным диагнозом настоящему.

Типичная пасмурная Москва ХХI века: вечные пробки среди перекопанных газовых магистралей, снег, грязь, слякоть и под ногами, и над головой. На сольном концерте знаменитому виолончелисту Владимиру Чижову мешает начать играть чей-то звонок мобильника, но вот незадача — оказывается, звонок исходит из его собственных штанов. После выступления Владимир застревает в бесконечной пробке и, прихватив виолончель, решает покинуть такси и добраться домой пешком.

На пустынной улице музыкант встречает развинченного юнца, который зачем-то увязывается за ним. Парень представляется Толиком, утверждает, что он племянник Чижова из глубинки, и просится на ночлег. Но Владимир Николаевич холодно отрицает всякое родство. За разговором парочку застает странный босой человечек. Он просит указать координаты его планеты и протягивает устройство, которое Толик принимает за очередную модель мобильника — «надо говорит, просто 03 набрать, там вас живо куда надо переместят».

Нет, наверное, в нашей стране человека, который не посмотрел бы советскую фантастическую кинокомедию «Кин-дза-дза» хотя бы пару-тройку раз. А как правило, люди давно уже сбились со счета, сколько раз видели этот фильм. Рассуждения о том, что фразы из фильма давно разошлись на поговорки, мы опустим — все это можно сказать о многих популярных советских фильмах (кстати, Данелия даже тогда тонко потроллил своих будущих фанатов, сразу сведя большую часть крылатых выражений в словарик). В общем, рассказывать в синопсисе о том, что случилось с героями после опрометчивого нажатия на кнопки машинки перемещения, не имеет смысла.

Необычным в этой картине было то, что зритель имел дело не с остроумным изображением знакомой ему реальности — нет, герои попадали в совершенно иной мир, населенный человекообразными разумянами принципиально иного менталитета и образа жизни. С наступлением эры дикого капитализма все хиты советского кино не потеряли своей популярности, но потеряли актуальность и перешли в разряд ностальгического искусства. Все, кроме «Кин-дза-дза» — зрители вдруг обнаружили, что без всякой машинки перемещений переместились туда, куда их переместили власти новой России, в мир жестокой и беспринципной погони за наживой и личным успехом, измеряемым наличием внешней атрибутики. Ну и мигалок, конечно.

Режиссер картины Георгий Данелия между тем, сняв в новые времена пару фильмов, понял, что теперь делать кино так же здорово, как раньше, у него не получается. И он оставил кинематограф, не стал пытаться выезжать на статусе и былых заслугах. Только потихонечку, годами, снимал свой первый в жизни мультик. Кстати, это на самом деле очень логичное для Данелии завершение карьеры — в свое время его, провалившего собеседование на Высшие режиссерские курсы, приняли только за случайно попавшиеся на глаза председателю комиссии забавные комиксы.

«Ку! Кин-дза-дза» — довольно странный ремейк знаменитого первого фильма. Герои частично поменяли имена и полностью — менталитет. Поменялись и их роли в картине, появились новые персонажи, а те, что сохранились, — где-то такие же, а где-то совсем другие. Конечно, до искрометности первого фильма новый не дотягивает, очень уж не хватает ему харизмы и обаяния Леонова, Любшина и Яковлева. Но в этом невозможно упрекнуть автора, ведь герои соответствуют своему времени. Если первый фильм был о ценности человеческих отношений, основанных на сочувствии, а не на выгоде, то новая лента — печальная и остроумная иллюстрация мира, променявшего космос на фанерные табуретки и малиновые штаны с звенящими мобильниками. «Никогда не спрашивай, у кого звонит мобильник — он звонит у тебя».