Отзыв редакции к фильму «Место под соснами»

Борис Гришин
19 апреля 2013
8
Борис Гришин поставил оценку 8 и написал отзыв к фильму «Место под соснами»
Гонки в замкнутом шаре

Социальная, криминальная и психологическая драма, рассказывающая историю нескольких жителей провинциального депрессивного американского городка на протяжении двух поколений.

Люк (Гослинг), молодой, но тертый жизнью красавчик-блондин в татуировках, работает мотоциклистом-трюкачом в провинциальном шапито, крутит на мотоцикле сальто в замкнутой стальной сфере с двумя такими же парнями. После очередного представления к нему приходит Ромина (Мендес) — когда-то у них был короткий роман, и она решила проведать Люка перед его отъездом в другой город. На следующий день Люк узнает, что Ромина родила от него сына, и это меняет всю его жизнь — он решает посвятить себя ребенку и своей несуществующей семье.

Однако девушка смотрит на это иначе — у нее уже новый чернокожий бойфренд и более-менее устоявшаяся жизнь провинциальной официантки-латинос. Люк уходит из цирка, устраивается помощником к автомеханику-одиночке и пытается восстановить свои отношения с любимой, как он теперь понял, женщиной. Новый друг предлагает ему отличный способ заработать для этого денег — грабить банки и уходить от полиции с помощью мотоцикла и фургона.

Первая часть картины развивается как классическая криминальная драма обреченности — безысходность в личной жизни и успехи в жизни преступной лишают героя осторожности, и, несмотря на все предупреждения, он на полных оборотах несется к трагической развязке. Но после того, как она наступает, картина внезапно меняет жанр — у нее появляется другой главный герой, полицейский Эвери Кросс (Купер), во всем полная противоположность Люку. Правда, Эвери тоже несчастен в личной жизни и имеет проблемы на работе, хотя и совершенно другого характера, а также сына — ровесника ребенка Люка.

Начало фильма не может не напомнить о советской криминальной драме «Гонки по вертикали», где начало с мотоциклетными трюками как бы служило метафорой мытарств героя. В «Месте под соснами» стальная сфера используется также с явно аналогичными целями, однако это не детектив, а серьезная психологическая драма, захватывающая, мастерски снятая и наполненная напряжением. Криминальные сцены ограблений и погонь сделали бы честь приличному боевику, но занимают не так много места, вместе с тем добавляя фильму остроты и динамики.

Но смотреть этот фильм следует все же не ради экшена, хотя и снятого с редким в наше время пониманием того, как надо грабить банки. Благодаря прекрасной драматургии и актерской игре интереснее всего ощущать ту атмосферу безысходности, которой должна быть пропитана всякая американская трагедия, и следить за тем, что происходит с героем — причем здесь не важно, что именно: собирает ли он детскую кроватку или вступает в перестрелку.