Отзыв редакции к фильму «Отчаянная домохозяйка»

Надежда Найденова
5 декабря 2011
Надежда Найденова написал/a отзыв к фильму «Отчаянная домохозяйка»
Гимн феминизму

Сюзанна Пюжоль (Катрин Денев) – веселая и неунывающая домохозяйка, жена владельца зонтичной фабрики, вот уже 30 лет терпит измены мужа (Фабрис Лукини) и его деспотичный характер. В большом доме Сюзанна что-то вроде антикварной вазы, которая красуется на видном месте, но в то же время теряется в интерьере. Мадам Пюжоль закрывает глаза на интрижки мужа, выглядит вполне счастливо и пописывает четверостишия о белках, птичках и розах.

Рабочие фабрики устроили забастовку и взяли мсье Пюжоля в заложники. Сюзанна обратилась за помощью к коммунисту Бобену (Жерар Депардье), с которым в молодости у нее была интрижка. Бобен, которому рабочие доверяют, вызволил Пюжоля из плена, но взамен потребовал выполнить требования трудящихся. После всех этих событий Пюжоль оказался в больнице с сердечным приступом, а мадам Пюжоль взяла бразды правления в свои руки.

За три месяца руководства Сюзанна привела фабрику в порядок, наладила отношения с зарубежными партнерами. Но муж потребовал вернуть ему должность. Сюзанна же решила, что раз она смогла наладить работу фабрики, значит, и сможет помочь Франции, поэтому баллотируется в депутаты и выигрывает выборы.

«Отчаянная домохозяйка» - неправильный перевод с французского оригинала в угоду броскому заголовку. «Potiche» можно перевести как «Трофейная жена», что-то вроде красивой женщины для выхода в свет. Идея фильма Франсуа Озону пришла давно: он посмотрел театральную постановку Пьера Барийета о головокружительной карьере женщины, превратившейся из домохозяйки в начальника. Озон решил продолжить рассказ: вернул мужа на прежнее место, но дал главной героине его переплюнуть.

Комедия, снятая в ретро стиле (действие происходит в 70-х годах прошлого века), напоминает «Шербурские зонтики», где молодая Катрин Денев сыграла Женевьеву, что придает картине налет ностальгии. «Домохозяйка» - это еще и немного мюзикл, но поют в нем не так много, как в «8 женщинах» с той же Денев.

Озон продолжает из года в год чередовать драмы с комедиями. После камерного «Убежища» он снял настоящий фарс с намеками на политику Саркози. Однако и здесь прослеживаются его неизменные мотивы: тема феминизма, матриархата и роль женщины в обществе.