В сюжет, придуманный Марком Твеном, внесены небольшие изменения. Ничего страшного, но почему-то неприятно.
Неизвестно, что сказал бы на это сам автор, человек остроумный, но при этом необычайно корректный в формулировках. В «Томе Сойере», снятом той же съемочной группой два года назад, создатели более или менее придерживались фабулы и старались не слишком пренебрегать твеновским описанием персонажей. В «Приключениях Гекльберри Финна», стараясь еще больше угодить детям и юношеству, сценарист повел себя раскрепощеннее.
В целом сюжет остался прежним: маленький бродяга Гек (Леон Сидел) и беглый негр Джим (Джеки Идо) плывут по Миссисипи в Огайо, встречают разных людей и переживают немало приключений. Дело в деталях. За Геком и Джимом организована погоня — трое комических профессиональных охотников на беглых негров (у Твена троицу с похожими именами мы встречаем лишь однажды — на заброшенном пароходе). Однако лидером шайки является четвертый, чужак, — отец Гека. В фильме это демонизированный по максимуму, жадный, коварный и расчетливый урод, искренне ненавидящий собственного везучего отпрыска. (В книге это был относительно безобидный пропойца, чьих сил хватало только на взбучку сыну и поиски спиртного.)
Зачем понадобилось зацикливаться именно на охотниках за рабами, отводить столько времени их ссорам и дракам — очевидно. Марк Твен, как выясняется, писал уныло и совсем не смешно — кому интересны приключения и переживания мальчишки, да еще изложенные от первого лица? А вот бригада идиотов, которые периодически колотят друг друга почище Арлекина и Пьеро, шумно пускают газы, забавно сходят с ума вследствие сильного удара по голове — это готовый набор гэгов, понятных всем от 6 до 100, и гарантированный смех в зале.
Дело этим не ограничивается, и новые приключения Гекльберри Финна преподносят еще один сюрприз — на почве политкорректности. Негр Джим, в книге добрый, милый, но темный и суеверный до ужаса тип, здесь становится чуть ли не Мартином Лютером Кингом, грамотным, политически подкованным гражданином. Он задвигает обалдевшему Геку такие речи о «законе белых» и несправедливости рабовладения, что ему позавидовали бы одновременно Гарриэт Бичер-Стоу с ее хижиной и поэт Некрасов с его строчками про «три тяжкие доли». Ужасам рабства, которые Твен умел описать парой убийственных фраз, в картине отведено места почти столько же, сколько клоунам, на рабов охотящимся.
Вообще, новые «Приключения Гекльберри Финна» — отличное кино, иногда веселое, иногда страшноватое, в меру увлекательное и, главное, очень современное. Снятое с душой, а не только в расчете на новые призы (которые успел завоевать «Том Сойер»). Убрать бы скучного беднягу Твена из титров — и больше никаких вопросов.