Отзыв редакции к фильму «В субботу»

Анастасия Гавриш
5 декабря 2011
Анастасия Гавриш написала отзыв к фильму «В субботу»
Безаварийный

В теплую весеннюю ночь с 25 на 26 апреля 1986 мир потрясла одна из самых страшных трагедий – взорвался четвертый энергоблок Чернобыльской атомной электростанции. Хмурый партийный работник Валера (Антон Шагин) случайно узнает об аварии, более того, какое-то время находится в самом ее эпицентре. Валера молод и умен, он хочет жить и понимает – чем дольше он находится в городе, тем меньше шансов остаться нормальным человеком. Но разглашать тайну нельзя – он поклялся партийным билетом. Решив, что можно спасти хоть одну душу, он спешит к девушке Вере (Светлана Смирнова-Марцинкевич), которая ему давно симпатична и убеждает ее бежать из города.

Но судьба раз за разом отнимает шансы у Валеры и Веры спастись. Потерянный паспорт, сломанный каблук, свадьба друга – каждая мелочь становится роковой, приближая неминуемую смерть целого города и двух молодых людей, которым повезло узнать о катастрофе. Простым советским людям сложно поверить во вторую Хиросиму. Поэтому самое время купить новые туфли и отправиться танцевать и петь, субботу ведь никто не отменял.

Анонсируемый как первый игровой фильм об аварии на Чернобыльской АЭС, «В субботу» все-таки оказался вторым. Снятый для ТВ, но показанный в кинотеатрах фильм «Аврора» уже поднимал тему преступного бездействия властей во время аварии. Александр Миндадзе, в отличие от режиссера «Авроры», подошел к проблеме с другой стороны. Ставка сделана на фатум – кому суждено сгореть, тот не утонет. Эта истинно русская тема о судьбе во всех ее проявлениях, будь то пьяные товарищи из музыкальной группы, или желание заработать немного денег – показана отлично. Бессмысленные драки (ну какая же свадьба без драки), распитие красного вина - «дезактиватора» - американцы бы уже сбежали из страны в первые пять минут фильма. Возможно, поэтому Миндадзе уехал из Берлина без призов. Что русскому хорошо, то немцу – смерть.

В целом фильм получился хорошим и со смыслом. Правда, чтобы докопаться до этого смысла, нужно попотеть. Иногда в прямом смысле. Как будто невидимая радиация сошла с экрана и проникает в зрителя, вызывая иногда физический дискомфорт. А может все дело в дергающейся картинке? Или в японской радиации? Или в том, что у русских всегда все плохо, но им это совершенно не мешает жить.