Отзыв редакции к фильму «Дом»

Станислав Орлов
5 декабря 2011
Станислав Орлов написал отзыв к фильму «Дом»
Остров-крепость

Эпическая криминальная драма, соединяющая эстетику жестких американских вестернов в традициях Сэма Пекинпа и глубокий психологизм «Тихого дона». Пожалуй, первый отечественный фильм за последние двадцать лет, не уступающий лучшим голливудским образцам.

Большая семья Шамановых, принадлежащая к старинному казачьему роду, уединенно живет в Доме, затерянном среди бескрайних донских степей. Деспотичный отец придерживается принципа «добро должно быть с кулаками» и держит родных в строгости. Накануне семейного торжества в Дом возвращается старший сын Виктор, крупный криминальный авторитет, что-то не поделивший с «большими боссами» из высших эшелонов власти. По его следу идут московские профессиональные убийцы. Кровавая развязка неминуема.

Режиссер Олег Погодин, известный зрителю по добротному шпионскому сериалу «Родина ждет», кажется, совершил невозможное. Он снял фильм, о котором впервые за годы существования современного российского кино имеет смысл говорить всерьез. С жанровым разнообразием у нас вообще дела обстоят крайне плохо. Тем более здорово, что, наконец, на свет появилась картина, имеющая полное право называться «народной», но при этом грамотно скроенная по лекалам американской киноклассики. Вдохновляясь лентами Сэма Пекинпа и «Днями жатвы» Теренса Малика, Олег Погодин блестяще соединил криминальную драму и метафизическую притчу о крахе вековых традиций.

Это фильм о том, как тема разобщенности становится доминирующей в иллюстрации русской жизни, как таковой. Характерные архетипы героев придают фильму эпический размах, подчеркнутый прекрасной операторской работой Антуана Вивас-Денисова и тревожной музыкой Эдуарда Артемьева – кинокомпозитора с мировым именем. Актерские работы вообще заслуживают отдельных слов – давно уже наш экран не видел настолько живых и настоящих персонажей, словно сошедших со страниц Михаила Шолохова.

Несмотря на глубокую метафоричность, «Дом» не перегружает нас смысловыми ассоциациями и представляет живой интерес для любой аудитории – от любителей жестких кровавых боевиков, продвинутых тинэйджеров и любителей вестернов до зрителей старшего поколения, ностальгирующих по лучшим образцам классического кинематографа. Жаль только, что российский прокат скорее всего не предоставит «Дому» лучшей участи, чем выход на экран ограниченным количеством копий без рекламы, способной завлечь зрителей в кинотеатры.