Отзыв редакции к фильму «Жила-была одна баба»

Борис Гришин
5 декабря 2011
Борис Гришин написал отзыв к фильму «Жила-была одна баба»
Все мужики сво…

Масштабная историческая драма, продолжающая традиции советского кино о судьбах русского крестьянства, но с антисоветских позиций. Фильм украшают многочисленные сцены сексуального насилия и массовых расстрелов.

Бесприданницу Варвару отдают замуж за парня из кулацкой семьи. Приготовления многочисленной родни к первой брачной ночи выглядят зловещими и циничными. Неудивительно, что бедная девушка кричит от ужаса, когда ее наконец запирают в сарае с мужем. Смолоду не задавшаяся половая жизнь и в дальнейшем будет приносить героине одни огорчения. Перефразируя слова персонажа из фильма «Чапаев», Варвара могла бы сказать: «Красные пришли – насилуют. Белые пришли - насилуют. Куды бедной крестьянке податься?». История Варвары разворачивается на фоне событий, потрясших в начале прошлого века Тамбовскую губернию – революция, Гражданская война, большевистский грабеж и крестьянское восстание против советской власти, жестоко подавленное красными карателями под руководством Тухачевского.

Режиссер и автор сценария Андрей Смирнов говорил в одном из интервью, что «Образ народа-раба в нашем сознании укоренен: ну да, мы - вечные холуи». Представляя зрителям премьеру фильма Смирнов отметил, что это его первая работа, «которой не коснулись грязные руки цензоров», после чего долго благодарил за поддержку Владислава Суркова, Михаила Швыдкого, Аркадия Вексельберга, Романа Абрамовича («который очень хотел, но не смог приехать на премьеру») и Алфреда Коха (который вообще был консультантом по деревенской жизни). Поскольку все главные беды героев начинаются после революции, фильм служит своего рода предупреждением – не надо никаких революций! Не зря эпиграфом картины стала фраза американского философа Джорджа Сантаяны: «Те, кто не помнят прошлого, обречены переживать его вновь...».

Восходящая к традициям советской крестьянской саги, новая картина Смирнова – это своего рода «Вечный зов» в миниатюре, но снятый с размахом голливудского исторического блокбастера и откровенными сценами. Несмотря на то, что режиссеру периодически отказывает чувство меры и вкуса, картина не выглядит откровенной «клюквой», а прекрасные актерские работы в диапазоне от очень хороших до просто великолепных делают ленту безусловным достижением нового российского кино. В США Дарья Екамасова гарантированно получила бы «Оскар» за лучшую женскую роль. А лучшей сценой в фильме стал монолог в исполнении Алексея Шевченкова, по сравнению с которым знаменитый «Ленин-гриб» Сергея Курёхина кажется плоской шуткой.