Отзыв редакции к фильму «Догвилль»

Ольга Шпунтенко
5 декабря 2011
Ольга Шпунтенко написала отзыв к фильму «Догвилль»
Собачий город

Очередной фильм от Ларса фон Триера, после которого несколько дней приходишь в себя, второй раз вряд ли посмотришь, но рекомендуешь к просмотру абсолютно всем.

Мы видим романтическую картину чуть ли не самого лучшего места на земле: в городке Догвилль, где живет 15 взрослых и 7 детей, люди стойко преодолевают все лишения и вполне даже с юмором относятся к своей жизни ниже прожиточного уровня. Как-то вечером (естественно, а когда еще?) к ним под звуки выстрелов забредает Николь Кидман и просит о помощи. Горожане вполне понятно сомневаются, стоит ли им скрывать невесть откуда взявшуюся девушку, если за ней по очереди ездят то гангстеры, то полиция. Поддавшись проповедям младшего Тома Эдиссона, который от безделья возомнил себя писателем, философом и по совместительству очень талантливым человеком, город принимает Грэйс. Конечно, за невысокую арендную плату и залогом за последний месяц. Надо понимать, что никаких квартир «после косметического ремонта с санузлом в плиточке до потолка» Грейс не досталось, а потом и вовсе недвижимость выросла в цене, и жить в Догвилле для нее становится всё дороже.

Ларс фон Триер — тот, кто нарушает правила, которые сам себе установил. Во-первых, он торжественно поклялся снимать только трилогии. Первая, «Европа», была снята в конце 80-х, вторая «Золотое сердце» относится ко второй половине 90-х, «США: страна возможностей» появилась в начале 2000-х. Из этой последовательности вырывались только «Медея» и «Пять препятствий». «Догвилль» — первая часть американской трилогии, за ней шел «Мандерлэй», только вот последнюю часть, «Васингтон», можно не ждать — работа над сценарием вогнала в депрессию самого фон Триера.

Во-вторых, господин фон Триер не менее торжественно дал обет целомудрия, когда подписывал свою «Догму 95». Датский режиссер со всей ответственностью заявил, что «кино умерло и взывало к воскресению» и установил 10 правил нового кино, как, например: никаких декораций, ручная камера, пленка 35 мм, имя режиссера не должно фигурировать в титрах. Есть порядка ста фильмов, снятых по «Догме 95» — сам Ларс не снял ни одного фильма, который бы удовлетворял всем десяти правилам.

Тем не менее, как и установлено манифестом, в «Догвилле» практически нет декораций — размеченные мелом дома и кусты крыжовника, да аптечка с двухъярусными кроватями. Сначала похоже, что нам намекают — жителям домов нечего скрывать; потом становится понятно — людям просто всё равно, что творится у их соседей.

В фильме, в соответствии со вторым пунктом «Догмы», практически нет музыки («музыка не может звучать в фильме, если она реально не звучит в снимаемой сцене»). Из реальной музыки мы слышим только орган в молельном доме, пользоваться которым боятся; все же напряженные и очень напряженные диалоги проходят без звукового сопровождения. Зато, когда герои пускаются в размышления о своей нелегкой доле, зритель может насладиться музыкой Вивальди. Кому Вивальди не нравится — пожалуйста, Дэвид Боуи со своей веселенькой Young American сопровождает фотографии реальных людей, которые жили во времена Великой Депрессии.

В-третьих, несмотря на то, что Ларс фон Триер постоянно говорит и снимает о США, он никогда в жизни не был в этой стране. Оправдывается он боязнью путешествий, но твердо убежден, что даже Кафке не нужно было плыть в Америку, чтобы потом написать о ней. Есть мнение, что «США: страна возможностей» — реакция режиссера на события 11 сентября 2001 года, однако его открытое презрение к Западу стало легендой и до этих печальных событий. Герои фильмов фон Триера внешне приличные люди, внутри которых таится весь комплект человеческих пороков.

И о пороках. Несомненно, вдохновением для «Догвилля» послужила история про Содом и Гоморру, где Грейс выступает в роли праведника, показывающего Господу всю низость и пороки этих людей. Прикрывать исследовательской философией жесткую критику американского режима — это очень в духе фон Триера.

В «Догвилле» режиссер сам был еще и оператором-постановщиком; положенная по «Догме 95» ручная камера и многочисленные крупные планы показывают нам, как сильно и глубоко он чувствует актеров и их-своих героев. Актеры, естественно, не выдерживали: известно, что после «Догвилля» Николь Кидман отказалась дальше сниматься у фон Триера, а Бьорк после «Танцующей в темноте» до сих пор без истерик не вспоминает датчанина. Сам он, к слову, считает себя в отношениях с актерами очень милым.

То, что делает и чем интересуется фон Триер, зритель воспринимает с трудом; его фильмы заставляют думать, оценивать, оправдываться и выбирать, на чьей ты стороне. Обычно это значит, что режиссер обречен нести крест автора экспериментального кино и снимать фильмы для «знатоков». Однако в какой-то момент кино стало делиться на фильмы фон Триера и все остальные, и на форумах тут и там появляются комментарии: «Ужасный фильм! 10 из 10». Ради этого стоит снимать.