Отзыв редакции к фильму «Мистер Ганджубас»

Маша Вильямс
5 декабря 2011
Маша Вильямс написала отзыв к фильму «Мистер Ганджубас»
Скажи наркотикам все, что хочешь

Говард Маркс (Иванс), по чьей автобиографии снят фильм, может служить ходячей и вполне бодрой рекламой нездорового и опасного образа жизни. Он курит все, что можно курить, пьет со студенческих лет, дает себя вербовать английской разведке и одновременно провозит в Великобританию дурь с помощью активистов ИРА. Он обожает свою жену и четверых красивых и (что интересно) здоровых детей. Он добрый, честный и очень доверчивый человек. Он – один из самых известных торговцев наркотиками ХХ века.

Несильно преуспев в популяризации произведений русской классики («Анна Каренина», «Крейцерова соната»), Бернард Роуз выбрал, наконец, прозу куда более доступную – автобиографический роман Говарда Маркса, известного контрабандиста, специализировавшегося на марихуане. И снял по ней остроумный, добрый, местами смешной, местами трагический фильм, где Зло в лице главного героя и распространяемых им веществ изящно побеждает туповатое и бесчеловечное Добро в лице законодателей, полиции и даже разведки.

Не проникнуться сочувствием к Говарду Марксу невозможно. С первых же затяжек, которые он, интеллигентный отличник, позволяет себе лишь на первом курсе Оксфорда, его жизнь раскрашивается всеми цветами радуги (в прямом смысле – до этого изображение было черно-белым). Он буквально находит свое призвание: и рад бы скурить все, что ему попадается под руку, но силы его ограничены, поэтому излишек волей-неволей приходится кому-то сбывать.

Поначалу ему просто чертовски везет: находит нужных людей, ему доверяют все большие объемы товара. Потом Маркс пускает в ход свои могучие аналитические способности и расширяет контакты – он сотрудничает с британской разведкой и ирландским подпольем одновременно, укрепляет связи на Ближнем Востоке и постепенно наращивает обороты. На каком-то особенно удачном этапе Маркса считали лично ответственным за 10% процентов мирового оборота гашиша. Вне своей рабочей деятельности Говард Маркс вызывает еще большее восхищение. Он примернейший семьянин, обожает супругу (Хлое Севиньи) и своих детишек и полностью доверяет друзьям и родственникам.

Помимо сюжетных перипетий, которыми жизнь Маркса прямо-таки фонтанировала, и великолепного актерского дуэта Иванс-Тьюлис (последний играет здесь МакКанна, невменяемого и очень деятельного активиста ИРА) картина Роуза наверняка запомнится сумасшедшей цветовой гаммой. От первоначальной унылой монохромности до кислотных тонов, от пастели документальных кадров до красивых и дорогих акварелей европейских курортов. В этой странной палитре отразилась вся жизнь Говарда Маркса: обаятельного преступника, тихого наркомана и просто хорошего человека.