Отзыв редакции к фильму «Лучшее предложение»

Маша Вильямс
29 июля 2013
8
Маша Вильямс поставила оценку 8 и написала отзыв к фильму «Лучшее предложение»
Искусство любви

Убийственно красивая картина о том, каких именно жертв иногда может потребовать искусство.

Фильм режиссера Джузеппе Торнаторе (снявшего, в частности, «Малену») — двухчасовое путешествие по художественной галерее, краткий курс механики и психиатрии и самоучитель на тему «Как научиться разбираться в людях».

Верджил Олдмэн (Джеффри Раш) — директор крупного аукционного дома, известный искусствовед и человек со множеством причуд. Несмотря на огромный круг общения и частые поездки, он старается ограждать себя от внешнего мира — обедает в ресторане, не снимая перчаток, говорит по телефону, набрасывая платок на трубку, а мобильник не заводит принципиально. У Верджила есть еще одна странность — он с рвением маньяка коллекционирует женские портреты, ради этого даже нарушая закон и выкупая стоящие картины через своего давнего друга Билли (Дональд Сазерленд).

К Верджилу обращается женщина по имени Клэр (Сильвия Хукс) с просьбой оценить доставшийся ей по наследству антиквариат. Сомнительное предложение принимается, поскольку искусствовед заинтересовался и самой клиенткой, и ее необычной фобией — боязнью открытого пространства. Кроме того, в доме Клэр Верджил обнаруживает части старинного устройства, не имеющего аналогов в истории механики.

Название «Лучшее предложение» в финале приобретает откровенно издевательский оттенок: оно изначально не имело никакого отношения ни к миру искусства, ни к продаже антикварных вещей. Торнаторе, написавший сценарий к своему фильму, мог бы посостязаться в изобретательности, например, с Артуро Пересом-Реверте, мастером запутанных интриг и самых неожиданных развязок. История, им рассказанная, стара как мир, но полна парадоксов и подана изумительно тонко и изящно. Можно ли изменить портрету, полюбив живую женщину? До какой степени низости человек способен опуститься ради обладания произведением высокого искусства? Неужели предать могут не только люди, но и вещи, ими созданные, и подпись под картиной может добить человека не хуже дубины?

И так далее, и так далее, но ни одного вопроса, заданного конкретно, но лишь смазанные намеки и полутона — в перерывах между нарочитым блеском и богатством аукционов, демонстрациями роскошных гардеробных с десятками пар перчаток и сценами в ресторанах, больше похожих на выставочные залы. Вызывающе красиво и при этом осмысленно. Если вас хоть раз в жизни завораживал и будоражил вид открытой коробки карандашей Faber или восхищал чей-то наряд, подобранный до самой мелкой детали, то «Лучшее предложение» вы оцените непременно.