Отзыв редакции к фильму «Паранойя»

Станислав Орлов
14 августа 2013
5
Станислав Орлов поставил оценку 5 и написал отзыв к фильму «Паранойя»
Смартфон в законе

Мрачный, но бестолковый корпоративный триллер о коммерческом шпионаже в области разработки смартфонов.

Начинающему компьютерному предпринимателю Адаму Кэссиди (Лиам Хемсворт) удается небольшой трюк с кредиткой, благодаря которому он устраивает в баре гулянку для друзей и снимает на ночь прелестную блондинку Эмму (Эмбер Хёрд). Однако на утро она заявляет, что секс еще не повод для знакомства, а уж у такой деревенщины как Адам, вообще нет шансов завязать с ней отношения. Девушка отчаливает на такси, а спустя мгновение служба безопасности известной IT-корпорации настойчиво предлагает Адаму проехать на собеседование. Президент компании Уайатт (Гари Олдман) дает парню нехитрый выбор — сесть за мошенничество или заняться коммерческим шпионажем, сделать блестящую карьеру и заработать кучу денег.

После мучительных, но недолгих раздумий Адам соглашается, и его жизнь превращается в прекрасную сказку — новая шикарная квартира, машина и одежда, фантастические перспективы. Кэссиди внедряют в компанию конкурента Уайатта, его бывшего учителя и компаньона Годдарда (Харрисон Форд) с заданием выкрасть секреты новейшего суперсмартфона. И здесь молодой человек вновь встречает заносчивую Эмму, которая работает у Годдарда начальником отдела маркетинга. Благодаря помощи друга — компьютерного гения Адам быстро делает карьеру с новой разработкой для Пентагона и становится любимчиком шефа. Эмма сдается под натиском его очевидного успеха. Но Уайатт все жестче требует сдать ему наконец все секреты конкурента.

Жаль, что не существует ныне закупочной комиссии Госкино СССР и В.О. «Совэкспортфильм», которым приходилось приплетать иной раз к иностранному фильму правильную идеологическую концепцию. Так в советском прокате появился даже фильм Сэма Пекинпа — режиссера, которого не жалела и западная цензура, а уж в Советском Союзе он был просто немыслим. Однако дальнобойщики из фильма «Конвой» отлично прокатили под борьбу американского пролетариата за свои права. В наше время фильмов, разоблачающих прогнившую природу корпоративного капитализма, больше чем достаточно, и то, как бичуют в них жадность, коррумпированность и готовность капиталистов пойти на любые преступления ради прибыли, прекрасно удовлетворили бы даже идеологический отдел ЦК КПСС. За примерами далеко ходить не нужно — от уже классической «Уолл-стрит» до недавнего «Капитала» Коста-Гавраса.

В целом «Паранойя» Роберта Лукетича укладывается в этот своеобразный модный жанр и даже в чем-то идет дальше — главные негодяи здесь не просто финансовые воротилы, не производящие ничего, кроме цифр, в биржевых сводках, а все же выдающиеся разработчики компьютерных систем. И Уайатт, и Годдард — люди созидательных профессий, создатели и производители новых технологий. Тем не менее жадность и взаимная ревность приводят их на преступный путь, на котором начинающий компьютерщик Адам оказывается разменной монетой, двойным агентом, которого использовали втемную. Идея сама по себе очень неплоха, но Лукетича подвела слабая драматургическая разработка и наивные, шаблонные ходы. Финальное моралите и вовсе выглядит как-то нелепо. Картину стоит посмотреть ради игры Форда и Олдмана, а также показать детям, которым еще рано смотреть серьезные финансовые триллеры.