Отзыв редакции к фильму «Интимные места»

Станислав Орлов
12 сентября 2013
5
Станислав Орлов поставил оценку 5 и написал отзыв к фильму «Интимные места»
В каждой порнушке свои погремушки

Российский артхаусный сборник небольших новелл о сексуальных проблемах, снятый с претензией на европейское фестивальное кино.

Под интимными местами авторы фильма подразумевают конкретно человеческие половые органы, которые со всей смелостью и откровенностью, на какую способны разве что старшеклассники московских спецшкол, называют соответствующими матерными словами. Один из основных героев, модный фотограф Иван (Юрий Колокольников), специализируется на съемке гениталий крупным планом и обсуждает увиденное со своими моделями. Собственное интимное место Иван делит между женой и домработницей, которые, в свою очередь, решают разделить интерес общего мужчины к интимным местам друг друга — в общем, подаются в лесбиянство. Чиновница Людмила (Юлия Ауг) занята борьбой за общественную нравственность, настойчиво терзая свое интимное место фаллоимитатором. Однажды у нее заканчиваются батарейки… (Тут зрители должны смеяться.) Телеведущий Сергей (Алексей Чупов) с экрана телевизора агитирует за традиционные семейные ценности, но сам не только давно не спит со своей женой Евой (Екатерина Щеглова), но еще и заглядывается на нравящегося ей молодого циркового артиста (Павел Артемьев). «Ты просто гей», — сообщает Сергею его психотерапевт Борис (Тимур Бадалбейли), в свободное от работы время получающий оргазм в процессе мытья голов девушкам легкого поведения. Всего на суд зрителя предложено порядка десятка подобных историй.

Люблю сношаться я порою,
Признаться, в этом нет стыда,
Естественное и простое
Есть это дело, господа.
Ханжи, конечно, возмутятся.
«Да как посмел», — начнут вонять.
Но правды нечего стесняться,
Всего важней нам правду знать!

Мирослав Немиров

Сразу несколько российских киноальманахов в этом году посвящены теме секса — такое ощущение, что мы действительно вернулись в конец 80-х годов, когда рухнули цепи советской цензуры и многие режиссеры дорвались наконец до возможности поснимать вожделенную клубничку «как на Западе». Результат, правда, получился довольно-таки унылым: оказалось, что отечественные актеры и актрисы, да и сами режиссеры — в своей личной жизни люди свободных нравов и больших страстей — на экране страшно зажимаются и ничего, кроме чувства неловкости за них, у зрителя не возникает. Прошло 20 лет свободы, но снимать секс отечественные кинематографисты так и не научились — от обнаженки в их исполнении остается лишь все то же чувство неловкости за актеров, которое совершенно невозможно представить при просмотре каких-нибудь «Мечтателей» Бертолуччи или «Рай: Любовь» Зайдля. Да и вообще странно предлагать в наше время подобное зрелище в качестве архисмелого срывания покровов — в мировом кино сценами любой степени откровенности, кроме конкретного порно, давно никого не удивишь, да и само порно давно стало общедоступным в любом объеме.

По большому счету можно только еще раз процитировать Мирослава Немирова, еще лет 15 назад писавшего по сходному поводу: «… Ибо посвящены эти сочинения в основном тому, чтобы с чрезвычайно большим пафосом ломиться в открытую дверь, пропагандируя, что "ежели девчонка парню / Отдастся честно, по любви, / Плохого нету в том ни капли! / Один здоровый эротизм!". Секспросветработа, короче. При советской власти это, может, и имело какой-то смысл, но теперь эта проповедь совершенно нелепа: газеты типа "СПИД-Инфо", всевозможные сексологи да и само центральное и местное телевидение все это всем давно и с большим количеством восторга уже разъяснили».

Впрочем, главная проблема «Интимных мест» не в том, что они о сексе, а в том, что секс тут самоцель, а не средство. Попытки же разоблачить чужие комплексы выглядят слишком банально — ну конечно, если человек публично ратует за традиционные ценности, то он обязательно латентный гей, а если чиновница пытается внедрить цензуру для «защиты нравственности», то она «на самом деле» удовлетворяется с помощью фаллоимитатора. «Вы так об этом снимаете, как будто в этом есть что-то плохое». Тем не менее нельзя не признать, что, судя по дружной восторженной реакции российской критики, такая картина обязательно найдет своего зрителя и даже сможет сослужить кому-то психотерапевтическую службу.