Отзыв редакции к фильму «Малавита»

Борис Гришин
18 сентября 2013
8
Борис Гришин поставил оценку 8 и написал отзыв к фильму «Малавита»
Курьезный отец

Типичные герои американского мафиозного боевика решают поселиться в маленьком французском городке. Кино, словно отражающее кредо своего создателя, небезуспешно в коммерческом отношении переделавшего французское кино в сплошной «лё Бигмак».

Добропорядочная американская семья поздним вечером приезжает в свой новый домик в Нормандии, что на севере Франции. Родители Фред (Роберт Де Ниро) и Мэгги (Мишель Пфайффер) давно разменяли пятый десяток, их дочь Белль (Дианна Агрон) и сын Уоррен (Джон Д’Лео) почти взрослые, старшеклассники, и им предстоит идти новичками в провинциальную французскую школу. «И какая на этот раз у нас будет фамилия?» — спрашивает Белль отца. «Блейк», — коротко отвечает Фред, а пока семья устраивается на новом месте, достает из багажника труп и закапывает его в саду.

Когда-то все они носили фамилию Манцони, а Фред (на самом деле Джованни) был одним из боссов итальянской мафии в Нью-Йорке. Но потом он пошел на сделку с правосудием, сдал свою «большую семью» ради маленькой и теперь по программе защиты свидетелей под прикрытием трех агентов ФБР перебирается из города в город. Проблема в том, что Джованни не может сдерживать свой гангстерский темперамент и убивает или калечит всех, кто мешает ему жить: продавца испорченных продуктов, наглого сантехника, директора завода удобрений и так далее. Его жена и дети в этом ему ничуть не уступают, а во всем остальном они являют собой пример самой трогательной семейной идиллии. Однако сидящие в тюрьме мафиози не простили предательства, и по пятам за Манцони идет их агент Роберт (Томми Ли Джонс).

Фильм явно сделан как своего рода бенефис Роберта Де Ниро к его 70-летию — картина умиленно пародирует штампы мафиозно-гангстерского кино, в котором юбиляр далеко не последнее лицо, а среди множества исполнительных продюсеров затесался даже Мартин Скорсезе, с которым они сняли «Казино» и «Таксиста». Джованни Манцони в исполнении Де Ниро — справедливый и благородный отец семейства, не лишенный небольших трогательных слабостей. Он — своего рода пример сказочного справедливого гангстера, который проявляет беспредел только к глупым и неприятным людям. Но самое интересное, что таковыми в массе своей у Люка Бессона оказываются именно провинциальные французы, которым противопоставлены хоть и незаконопослушные, но обаятельные, умные и добрые американцы. Впрочем, все это личные проблемы Бессона с его соотечественниками, которые не всегда благосклонно принимают его программу американизации галльского кинематографа. Не говоря уж о том, что при желании тут можно разглядеть ироническую насмешку над представлениями американцев о том, что о них думают французы.

В целом у Бессона, как обычно последнее время, получилась попкорновая черная комедия из «семейной серии», слишком примитивная для занятых в ней актеров. Впрочем, посмотреть на то, как Де Ниро и Джонс пародируют собственные типажи, очень приятно.