Отзыв редакции к фильму «Философы: Урок выживания»

Борис Гришин
11 октября 2013
6
Борис Гришин поставил оценку 6 и написал отзыв к фильму «Философы: Урок выживания»
Физики и лирики

Занимательная психологическая киноигра про моральный выбор и выживание с ограниченным доступом.

В международной философской школе в Джакарте преподаватель (Джеймс Д'Арси) предлагает 20 выпускникам последнее задание. Они должны представить себе гипотетическую ситуацию ядерного апокалипсиса, по условиям игры у них есть бункер на десять человек, в котором можно прожить год, и потом спасшиеся должны будут возродить человечество. Каждому раздаются таблички с профессиями, и ребята голосуют — кто достоин места в бункере, а кто нет.

Преподаватель требует руководствоваться логикой, в результате спасаются представители практических профессий и обладатели полезных навыков. Постепенно условия задачи усложняются, но каждый раз учитель доказывает, что выбранная тактика приведет к гибели всех участников. Воображение переносит студентов в придуманные обстоятельства — ядерная катастрофа случается среди затерянных в джунглях храмов, в пустыне и на тропическом острове, что добавляет фильму зрелищности.

Несмотря на название, герои фильма даже не упоминают в своих рассуждениях Кьеркегора, Камю, Сартра, Гуссерля, Хайдеггера, Делеза, Хабермаса, Бодрийяра и Бадью, не говоря уже о Деррида и Жижеке. Судя по тому, что после курса философии все студенты собираются поступать в более серьезные учебные заведения, философами их можно назвать с большой натяжкой. Видимо, этим и объясняется наивность продемонстрированных рассуждений и совершенно ненаучный подход к поставленным этическим и аксиологическим вопросам.

Сам профессор требует руководствоваться исключительно логикой, хотя как раз данная дисциплина в придуманных им условиях мало применима. Однако именно это и делает фильм доступным широкой публике, которая смотрит картину с большим любопытством. Какими бы заумными ни казались нам рассуждения профессиональных философов, в реальной жизни все люди регулярно сталкиваются со сложными вопросами морального и практического выбора, а в наше время для этого даже не надо придумывать ядерный апокалипсис.

Создатели фильма предлагают отнюдь не философский подход, а скорее нечто из области популярной психологии. Фактически перед нами дилемма «кто ценнее — физики или лирики», популярная в Советском Союзе 60-х. Герои ленты находят вполне однозначный ответ на этот вопрос, пользуясь не столько логикой, сколько сценарными натяжками. Однако зритель легко может поставить себя на их место, что делает просмотр картины как минимум занимательным.