Отзыв редакции к фильму «Игра Эндера»

Станислав Никулин
24 октября 2013
6
Станислав Никулин поставил оценку 6 и написал отзыв к фильму «Игра Эндера»
Детям не игрушки...

Талантливая, но сумбурная экранизация классики жанра.

2135 год. После вторжения инопланетян человечество создает Международный космический флот, отбирающий и обучающий одаренных детей, каждый из которых должен стать командующим звездных войск. Одним из таких оказывается Эндер Виггин (Эйса Баттерфилд), чью рассудительность и хладнокровность берет на карандаш старший офицер МКФ Хайрам Графф (Харрисон Форд). Проходя обучение в Боевой школе, Эндер превращается в настоящего лидера своей группы. Но чтобы рассчитывать на победу в схватке, для которой его готовят, маленькому вундеркинду предстоит осознать важность дружбы и взаимопомощи.

Голливуд давно подбирался к экранизации культового научно-фантастического романа Орсона Скотта Карда, но сил и терпения хватило лишь у Гэвина Худа, возглавившего по факту (студии-мейджоры от финансирования отказались) независимый проект, бюджет которого собирался в режиме «с миру по нитке». Деньги в итоге нашлись, избавив режиссера от возможного продюсерского диктата. В отличие от «Людей Икс: Начало. Росомаха», где Худ был связан по рукам и ногам, в «Игре Эндера» у него было право на маневр.

Сказать, впрочем, что ситуацию относительной свободы режиссер (стоит напомнить, постановщик оскароносного «Цоци») использовал на все сто, не представляется возможным. Первыми по праву могут возмутиться фанаты литературного первоисточника, найдя повод для упрека в ряде неоднозначных трактовок и смещении акцентов. Несколько нелицеприятных вопросов наверняка возникнет и у любителей кинофантастики, держащих в уме не только классику уровня «Звездных войн» и «Звездного пути», но и изящные жанровые обманки а-ля «Звездный десант» Пола Верховена. Желая, очевидным образом, угодить и тем и другим, Гэвин Худ запутывает сам себя, начиная переключать имеющиеся на руках регистры — история взросления и эпик о противостоянии с внеземным разумом — в произвольном режиме. Шумной какофонии удается избежать, но авторский голос, разговор о котором вполне уместен, памятуя о независимых источниках финансирования, местами теряет стройность и ясность изложения.

При всем при этом назвать «Игру Эндера» неудачей будет явным преувеличением. Скорее это боевой снаряд, который по ряду объективных причин так и не достиг цели. Есть ли в том вина создателей? Безусловно. Но пушку для своего снаряда они все же смастерили на совесть.