Отзыв редакции к фильму «Афера по-американски»

Роман Куланин
13 февраля 2014
8
Роман Куланин поставил оценку 8 и написал отзыв к фильму «Афера по-американски»
Ассорти

Криминальная не то комедия, не то драма с фантастическим актерским составом и не менее фантастическими амбициями.

Немолодой и проворный аферист средней руки с характерной фамилией Розенфельд (толстый Кристиан Бэйл в парике) знакомится на скучной вечеринке с Сидней (малоприкрытая Эми Адамс), которая, не только любит Дюка Эллингтона, но и оказывается опытной мошенницей. Вместе им хорошо не только в постели, но и в аферах — дела идут в гору, когда невротичный фбровец Ричи ДиМасо (Брэдли Купер с химзавивкой) хватает их с поличным. Единственный вариант не сеть за решетку — пойти на сотрудничество с правоохранительными органами.

Автор одной из самых лучших романтических комедий прошлого года («Мой парень — псих!») на этот раз решил сыграть на территории очень близкой к скорсезевской (для убедительности тут даже есть небольшой, но эффектный выход Роберта Де Ниро). Получилось несколько разобранно, что ли: блестящий актерский состав (а к уже вышеупомянутым актерам добавляются еще Джереми Реннер и уже талисман режиссера Дженнифер Лоуренс) веселится и дурачится так, что про саму историю как-то забываешь. Конечно, ближе к концу вспоминаешь, что это не только комедия, но и вполне себе криминальная драма, однако кино уже неумолимо движется к титрам.

Во многом этой забывчивости помогает блестящая (на этот раз буквально) стилизация: эпоха диско, а действия фильма происходят во второй половине 70-х, сверкает и поет буквально в каждом интерьере, в каждом платье и каждой прическе. И без того гротескные и подлакированные неврозами герои превращаются под тяжестью грима и гардероба чуть ли не в комиксовых персонажей в своей яркости. Финальным аккордом в «Афере по-американски» оказывается, конечно, музыка — Донна Саммер тут соседствует с Томом Джонсом, а Bee Gees — с Electric Light Orchestra.

Звуковая дорожка прекрасно демонстрирует ту эклектику, которую источает фильм Дэвида О. Расселла. Именно она отличает «Аферу по-американски» от ближайшего конкурента в лице «Волка с Уолл-стрит». Но если картина Скорсезе стремится к художественной строгости и сдержанности, то фильм Рассела предлагает зрителю просто-напросто ассорти — и это, безусловное, режиссерское упущение, несмотря на его отличный вкус.