Отзыв редакции к фильму «300 спартанцев: Расцвет империи»

Станислав Никулин
4 марта 2014
7
Станислав Никулин поставил оценку 7 и написал отзыв к фильму «300 спартанцев: Расцвет империи»
Легенды Древней Греции

Неожиданно приятный сиквел «300 спартанцев» Зака Снайдера, снятый с редким визуальным чутьем.

5 век до н. э. В одном из сражений на глазах юного Ксеркса (Родриго Санторо) греческий полководец Фемистокл (Салливан Степлтон) смертельно ранит его отца, персидского царя Дария. По совету Артемисии (Ева Грин), гречанки по рождению, сражающейся на стороне персов, Ксеркс уходит в пустыню, где после прохождения магических ритуалов перерождается в бога. Его огромная армия обрушивается на греческие полисы, сжигая и убивая всех, кто попадается на ее пути. Пока царь Спарты Леонид (Джерард Батлер) вместе с 300 воинами ведет сражение в Фермопильском ущелье, афинянин Фемистокл сдерживает персидский флот близ острова Саламин. В морских битвах ему противостоит искуснейшая и жестокая Артемисия, жаждущая крови и мести.

Фильм Ноама Мурро — условный сиквел «300 спартанцев» Зака Снайдера, визуально совершенной экранизации знаменитого комикса Фрэнка Миллера. Авторы «Расцвета империи» еще раз обратились к богатому на сюжеты миллеровскому наследию (а тот, в свою очередь, благополучно пересказал в нужном для себя ключе важные события знаменитых греко-персидских войн), где морское противостояние Фемистокла и Артемисии является едва ли не логическим продолжением противостояния Леонида и Ксеркса. Впрочем, в таких случаях историческая точность не принципиальна (справедливости ради стоит заметить, что откровенных передергиваний и очевидного искажения фактов в «Расцвете империи» не так уж и много), речь все-таки о комиксе, а не трудах Геродота. И в этом смысле миссию режиссера Мурро — показать еще одно важное сражение древнегреческой истории с не меньшим, чем у Снайдера, запалом и драйвом — можно признать вполне успешной.

Как и фильм 2006 года, «Расцвет империи» — это прежде всего буйство красок, фантазии художников-постановщиков и мастеров по спецэффектам. Некоторые кадры можно смело обрамлять дорогой рамой и вешать на стену. Красиво, черт возьми! Да, в недолгие минуты передышки Фемистокл с упоением говорит о демократических свободах, за которые не стыдно и умереть. Но даже этот пафос бессилен против одновременно завораживающей и пугающей брутальности экшен-сцен. Надо полагать, фильм снимался в первую очередь ради них, а не ради разговоров о вечном.

Как правило, в подобных случаях любое продолжение всегда идет на шаг позади оригинала. Оно проще, медленнее и легковесней. «Расцвет империи» — приятное исключение из правил. У Мурро получился практически образцовый кинокомикс. Историю Древней Греции по нему изучать, конечно, не стоит, зато от всего остального можно получить законную долю зрительского удовольствия.