Отзыв редакции к фильму «Нимфоманка: Часть 2»

Станислав Орлов
5 марта 2014
8
Станислав Орлов поставил оценку 8 и написал отзыв к фильму «Нимфоманка: Часть 2»
В поисках утраченного оргазма

Вторая часть самого скандального фильма года. Еще более шокирующее продолжение истории женщины, страдавшей сексуальной зависимостью.

Женщина бальзаковского возраста по имени Джо (Шарлотта Генсбур), которую пожилой холостяк Салигман (Стеллан Скарсгард) нашел избитой, продолжает рассказ о своей жизни. Через небольшой экскурс в детство и православие мы переходим к более поздним страницам ее судьбы.

Молодая Джо (Стэйси Мартин) живет счастливым браком с Жеромом (Майкл Пас). Они наслаждаются бесконечными сексуальными забавами, но постепенно Джо перестает испытывать оргазм. Жером, в свою очередь, оказывается на грани истощения и понимает, что не в состоянии более выдерживать постоянные половые акты. Он, глубоко страдая, предлагает Джо поискать удовлетворения на стороне. В поисках утраченного оргазма женщина начинает экспериментировать с посторонними, от случайных партнеров до специалиста по вежливому терапевтическому насилию (Джейми Белл). Но ей ничего не помогает, даже секс с двумя неграми. Именно с неграми — Джо настаивает на этом в споре с Салигманом, который ссылается на ценности европейской политкорректности.

Возможно, весь фильм ради этого и снимался — там прямо манифест о праве свободного человека называть вещи своими именами вообще и негров неграми в частности. Если так, то неудивительно, что заканчивается он насилием совсем не терапевтическим, с коктейлями Молотова, дубинками и пистолетом. Однако судить о том, ради чего снималась вторая часть, можно до бесконечности (там более чем достаточно почвы для рассуждений), но ни секунды не всерьез. Просто потому, что официально Ларс фон Триер отказался завершать работу над картиной, о чем предупреждает соответствующая надпись в начале ленты. При этом мы не знаем причин подобного решения, не можем даже быть уверены в том, что это правда, а не забавная игра с озадаченным и мистифицированным уже донельзя киносообществом. И не снимался ли фильм, собственно, ради того, чтобы окончательно всех запутать.

Пожалуй, что рассуждать об этом лучше всего предоставить самому зрителю, профессиональный кинокритик сможет написать об аллюзиях и скрытых смыслах «Нимфоманки» хоть трактат, но боюсь, что в результате будет выглядеть лишь еще большим дурнем, чем есть. И, возможно, это тоже одна из целей Триера. Мы же лишь можем вкратце рассказать, с чем столкнется зритель второй части.

На первый взгляд это те же, нанизанные на воспоминания о половых актах рассуждения об их возможных интерпретациях с точки зрения мировой культуры, науки и философии, предпринимаемые начитанным Салигманом. Однако те, кто в первой части воспринимал это все всерьез, будут немало обескуражены — подобное отношение отчетливо высмеивается, и лента еще более превращается в комедию с черным юмором. Но гораздо более мрачным и печальным при этом.