Отзыв редакции к фильму «Ной»

Станислав Орлов
25 марта 2014
6
Станислав Орлов поставил оценку 6 и написал отзыв к фильму «Ной»
Опасная иллюзия

Авторская адаптация знаменитого библейского сюжета, сделанная одним из самых претенциозных режиссеров современности.

Наследник Адама Ной (Рассел Кроу) ведет праведную жизнь в «постапокалиптических» пейзажах планеты, погрязшей в грехах. По просторам земли шастают потомки Каина и уничтожают все светлое и чистое. Однажды Ной получает видение от Бога, который предупреждает его о том, что скоро мир постигнет глобальная катастрофа и все грешники погибнут. Творец велит Ною спасти невинных — животных, поместив их на гигантский ковчег по принципу «каждой твари по паре». В строительстве сооружения, способного выстоять перед потопом, человеку помогают Стражи — падшие ангелы, ныне заточенные в камень. Но люди продолжают множить грехи, стремятся помешать праведнику и спастись, наплевав на волю Создателя. Постепенно Ной понимает, что не только «дети каиновы» достойны уничтожения. Он сам и его семья должны стать последними «человеками» в новом мире, который отныне должен принадлежать животным и лишиться, таким образом, греха.

Новое творение Даррена Аронофски уже вызвало порицание Ватикана и мусульманского мира, сошедшихся в едином мнении — на экране происходит явно что-то не то. Попытка переосмыслить хрестоматийный библейский сюжет и рассказать его новым современным языком, как свойственно этому режиссеру, превратилась в сугубо личный подход автора к таким понятиям, как человеческий грех, охрана окружающей среды, теория Дарвина и отношения с Богом. Творческое решение этих задач вылилось в зрелище, трудно выносимое для глаз и болезненное для психики. В отличие от гибсоновских «Страстей Христовых», где было четкое следование канону, Аронофски погружает зрителя в свой мир, полный скорее магии, нежели христианства.

По сути, «Ной» — это артхаусный блокбастер с претензией привнести в фэнтезийный мир а-ля Питер Джексон философские размышления о темной стороне души человека. История о Всемирном потопе очень быстро превращается в семейную драму, исполненную эпического трагизма. Но говорить без пафоса даже о самых простых вещах Аронофски попросту не умеет. Что же он способен сотворить с вещами сложными, можно будет увидеть на просмотре каждому желающему и сделать выводы самому. Нужно только заранее подготовиться к тому, что от Библии здесь остались только «рожки да ножки», и попросту отдаться воле волн, благо они в данном опусе не заставят себя долго ждать.