Отзыв редакции к фильму «Что-то не так с Кевином»

Борис Гришин
5 декабря 2011
Борис Гришин написал отзыв к фильму «Что-то не так с Кевином»
Я ненавижу свою мать

Кровавый триллер для интеллектуалов и хипстеров, эксплуатирующий тему сложных семейных отношений, воспитания детей с отклонениями и массовых убийств в американских школах.

Ева, женщина средних лет, просыпается в захламленном домишке, выходит на улицу и видит, что весь фасад измазан красной краской, также вымазан и ее желтый мерседес-универсал выпуска 80-х годов. Провинциальные обыватели, жители «одноэтажной Америки», травят Еву за преступление, которое совершил Кевин, ее сын-подросток. Несчастная мать вспоминает историю своей жизни, счастливые, трудные и пугающие моменты, она пытается разобраться, что привело ее семью к трагедии.

Создатель этого фильма, шотландская сценаристка и режиссер Линн Рэмси, не снимала большое кино без малого десять лет и ее возвращение может стать триумфальным для малоизвестного независимого кинематографиста - «Что-то не так с Кевином» показали в этом году в Канне, ему прочат по крайней мере один «Оскар». Надежду на признание киноакадемии дает участие Тильды Суинтон – близкой подруги Линн и актуальная для США тема – массовые убийства в школах, совершаемые подростками. К этой теме обращались уже не раз, в том числе такие известные режиссеры, как Гас Ван Сэнт и Майкл Мур. Линн Рэмси предлагает нам женский взгляд на проблему – она пытается разобраться в мыслях и чувствах матери убийцы, которая словно задается вопросом «мой сын, мой сын, что ты наделал», некогда вынесенный в заглавие ленты немецкого классика Вернера Херцога. Однако глубокого разговора не получилось.

Формально картина решена как типичное американское независимое кино – манера съемки и подача материала жесткая и нестандартная. Но вот приемы раскрытия темы удивительно примитивны и характерны для обычных голливудских триллеров вроде «Дитя тьмы» или даже «Омен», разве что отсутствует откровенно выраженная чертовщина. Да и то недвусмысленный намек присутствует. Главный герой ведет себя так, что единственное разумное объяснение, которое напрашивается – что он, буквально, исчадие ада. Отсутствие логики и чрезмерная, показная неприязнь Кевина к Еве кажется даже карикатурной, так что невольно вспоминается цитата из комедии «Безжалостные люди» Абрахамса и Цукеров – «Ты похожа на мою мать. А я ненавижу свою мать!». Однако ничего смешного в картине Рэмси нет, и она оставляет очень тягостное впечатление. Подробно демонстрируются мучения близких Кевина – его главных жертв. Методы эмоционального воздействия на зрителя при этом выбраны простые и действенные, как дубина – вплоть до девочки-ангелочка и ее любимой морской свинки. В результате артхаусная подача и сюжетный набор достойный хоррора-однодневки явно вступают в системное противоречие, а говорить о раскрытии темы и характеров не приходится вовсе.