Отзыв редакции к фильму «Том на ферме»

Лена Хвостова
18 апреля 2014
6
Лена Хвостова поставила оценку 6 и написала отзыв к фильму «Том на ферме»
Трудности самоопределения

Невнятный триллер, но интересная психологическая драма с очень странным сюжетом.

Канадский юноша Ксавье Долан, заслуживший мировую известность фильмом «Я убил мою маму», который снял в 20-летнем возрасте, на четвертой ленте как будто обращается к жанровому кино. «Том на ферме» снят по всем законам триллера, но пусть это никого не введет в заблуждение: на самом деле это снова драма о сложных отношениях между любовниками, родителями и детьми и случайными знакомыми, а также и о том, к чему это приводит.

Монреальский рекламщик Том приезжает в глушь на похороны своего трагически погибшего возлюбленного Гийома и останавливается в доме его семьи на молочной ферме. Семья состоит из двух пугающе странных персонажей: это как будто выжившая из ума мать Гийома Агата, чья душа — потемки, и его склонный к насилию брат Фрэнсис, вплывающий в кадр своим обнаженным торсом как акула. Выясняется, что ни о сексуальной ориентации своего сына, ни о, соответственно, существовании Тома Агата ничего не знала. Фрэнсис же очень не хочет расстраивать мамочку и начинает зажимать Тома в каждом углу, чтобы втолковать ему, как надо себя вести в этом благопристойном доме (номер 69), а заодно его потрогать. Том очень быстро понимает, что пора возвращаться восвояси, но его всё как будто что-то держит.

От триллера здесь — только обертка, хотя, может быть, и привлекательная: в принципе ясно, что главный герой в любой момент может покинуть этот мрачный уголок с его подозрительными обитателями и сигнализирующим о надвигающейся беде саундтреком. Напряженная атмосфера триллера поддерживается исключительно за счет всеобщей нерешительности. Фрэнсис не может решить, любит он мужчин или женщин, Том не знает, нравится ему, что его мучают, или не нравится, и насколько не нравится — готов ли он уехать без машины? Наверное, некрасиво бросать Агату, не попрощавшись? То есть он вроде бы всегда хочет уехать, но вынужден остаться, хотя, строго говоря, и не вынужден. Но вообще он еще думает. В последней трети поведение героев утрачивает какую-либо логику так стремительно, что кажется, Долан (снова исполняющий в своем фильме главную роль) сейчас расхохочется зрителю в лицо.

С одной стороны, для серьезного кино все как-то ужасно неправдоподобно, а с другой — в жизни все так и есть: никто не может понять, что им самим нужно, чего от них хотят окружающие, и все это заканчивается психологическими и физическими травмами и вызывает ужас. Отличная метафора человеческих отношений.