Отзыв редакции к фильму «Враг»

Роман Куланин
26 июня 2014
7
Роман Куланин поставил оценку 7 и написал отзыв к фильму «Враг»
Сам себе зритель

Виртуозный триллер с ощутимым кафкианским привкусом, где артисту Джилленхолу буквально приходится играть за двоих.

Скромный университетский преподаватель философии Адам, несмотря на род деятельности, настолько погружен в рутинные слои реальности, что начинает мучиться неврозами и испытывать галлюцинации. В аудитории он раз за разом втолковывает студентам прописные истины, дома отношения с подругой не ладятся ввиду разницы темпераментов и в конечном счете желаний. Реальность все больше и больше оборачивается мороком, пока однажды Адам не берет в видеопрокате фильм — лента не вызывает у него особого интереса, однако в эпизодической роли он замечает человека, как две капли воды похожего на себя. Он решает отыскать этого актера и встретиться с ним, совсем не подозревая, чем это может для него обернуться.

Если отбросить алхимическую символику и весь психоаналитический комплекс, которые цветут в фильме настолько пышным цветом, что с удовольствием заглушают не только драматическое повествование, но и причинно-следственные связи как таковые, то от «Врага» на первый взгляд останется лишь сухой из каркас актерских амбиций Джейка Джилленхола и воли режиссера Дени Вильнева. Другой вопрос — зачем это делать, если даже от романа-первоисточника Сарамаго Вильнев и компания оставили исключительно фабулу, предварительно иссушив все монотонное и детализированное великолепие текста нобелевского лауреата. Именно поэтому фильм кажется не столько самостоятельным художественным высказыванием (хотя в этом качестве может дать фору очень многим), сколько эстетическим упражнением, кинематографической сдачей, оставшейся от прошлогодних «Пленниц».

И несложно обвинить картину Вильнева в пренебрежении к зрителю — к неискушенному уж и подавно, гораздо сложнее развести по разные стороны собственного восприятия одурманивающую картинку, которая плавно и пугающе льется с экрана, и семантические выводы, на которых настаивают раздвоенный Джилленхол и его альтер эго, только не на экране, а в режиссерском кресле. «Враг» не пытается копировать прекрасную в своей изощренности многослойность «Малхолланд драйва» и не соперничает со схожим по формальным признакам «Двойником», а ненавязчиво, кадр за кадром, прокладывает собственный путь к зрителю, тактично растворяя его в новой и онтологически невыносимой реальности.