Отзыв редакции к фильму «Хотел бы я быть здесь»

Сергей Оболонков
23 июля 2014
8
Сергей Оболонков поставил оценку 8 и написал отзыв к фильму «Хотел бы я быть здесь»
Хочешь — будь

Новая режиссерская работа Зака Браффа — вторичная, но трогательная жизнеутверждающая трагикомедия.

Свою предыдущую режиссерскую работу «Страна садов» Зак Брафф выпустил в 2003-м. Малобюджетная, но симпатичная картина была встречена весьма тепло, ее даже выдвигали на ряд заметных премий. Отметить десятилетие с выхода «Страны садов» на экраны Брафф решил неожиданным способом: в 2013-м он объявил, что начинает на Kickstarter сбор средств на свой следующий полнометражный кинопроект — комедийную драму «Хотел бы я быть здесь». Теперь у зрителей есть возможность посмотреть, на что именно хватило денег, полученных в ходе кампании.

Главный герой новой ленты — 35-летний Эйдан (в исполнении самого Браффа), все еще начинающий актер, отец двоих детей, сквернослов и фантазер. Его малолетние сын и дочь ходят в ортодоксальную еврейскую школу — обучение там дорогое, однако за него платит дедушка (Мэнди Пэтинкин). Поскольку сам Эйдан пока что ничего не зарабатывает, обеспечивает семью его жена Сара (Кейт Хадсон). Так или иначе, в жизни героя имеется хотя и хрупкое, но все-таки равновесие — и так продолжается до тех пор, пока дед не оказывается при смерти. Эйдану приходится забрать детей из школы, наладить отношения с братом Ноем (Джош Гад) — еще большим фантазером и бездельником, а после и вообще пересмотреть свое отношение к жизни.

«Хотел бы я быть здесь» — типичный пример кино для поднятия настроения. Да, дедушка умирает от рака, но жизнь-то продолжается и при желании каждый найдет в ней свое место, каждый сможет быть счастливым и востребованным. В общем, все это мы слышали и видели уже тысячи раз. Можно было бы и заскучать, если бы не одно но — Брафф, кажется, искренен на все 100%. Он не придуривается и не подстраивается под вкусы аудитории, а снимает именно то, что хочет и как хочет (в связи с этим следует уточнить, что сценарий Зак писал в соавторстве с собственным братом Адамом — другими словами, о братском взаимодействии он знает не понаслышке).

Увлеченность Браффа, видимо, передалась и всем остальным участникам съемочного процесса. В результате диалоги получились по крайней мере живыми, дети — невероятно естественными, жена и мать Сара — сногсшибательно красивой, бородатый толстяк Ной — уморительно нелепым, особенно когда он напяливает самодельный костюм космического воина и отправляется на Comic-Con. Кстати, о Comic-Con: если Брафф и подразумевает какую-то целевую аудиторию, то состоит она из таких же, как он, то есть из людей выросших, но не повзрослевших. Отсюда и интерес к крупнейшему мировому слету чудаков, отсылки к «Игре престолов» и «Звездному пути», а также кумир гиков — Джим Парсонс из «Теории большого взрыва» в маленькой, но запоминающейся роли.

Новую работу Браффа встретили прохладней, чем его же режиссерский дебют; ни многочисленных премий, ни даже номинаций картине, видимо, не светит. Ленту «Хотел бы я быть здесь» можно, конечно, обвинять в том, что она насквозь вторична. Или в том, что она очень — пожалуй, даже чересчур — милая. Можно, наконец, говорить о том, что вторая ее половина получилась излишне сентиментальной (картина разбита на две очевидные части — комедийную и драматичную). Однако тут придется признать, что все происходящее на экране ничуть не печальней и не смешнее событий, которые могут произойти в жизни каждого из зрителей.