Отзыв редакции к фильму «Посвященный»

Борис Гришин
21 августа 2014
7
Борис Гришин поставил оценку 7 и написал отзыв к фильму «Посвященный»
Футурологический рассказ

Очередная голливудская антиутопия про сверхтоталитарное общество, в котором с помощью химии контролируют человеческие эмоции. Поучительная, хотя и несколько вторичная история.

После массовых беспорядков, приведших к гражданской войне, США удалось наконец добиться стабильности. Поскольку причиной всех проблем стало то, что люди, опираясь на эмоции, слишком часто ошибаются в своем выборе, принято решение с помощью химических препаратов глушить выходящие за рамки нормы проявления психики и одновременно транслировать в мозг иллюзорную картину благополучного мира. Власти называют это «обществом гармонии». Побочным эффектом препарата является дальтонизм — все жители страны видят окружающее исключительно в черно-белых тонах. В этом «прекрасном новом мире» нет места войнам, насилию, ненависти, классовым, расовым и религиозным предрассудкам. И конечно, торжествует политкорректность — даже смерть теперь надо называть «уходом в другое место».

Юноша по имени Джонас (Брентон Туэйтс), проявивший похвальные способности, избран Советом для уникальной работы — он должен стать преемником Посвященного, тайного советника правительства страны. Действующий Посвященный (Джефф Бриджес) открывает Джонасу удивительные вещи. Оказывается, мир цветной, а не черно-белый, а испытывать эмоции — это ни с чем не сравнимое счастье. Но доступны эти знания могут быть только Посвященным, которые ради блага людей обязаны их скрывать. Зато Посвященному достается обширная библиотека — обычные же люди о существовании книг даже не подозревают. Однако Джонас, не имеющий печального жизненного опыта старшего поколения, решает поделиться эмоциями со своей девушкой.

Американские антиутопии про сверхтоталитарные общества, в которых различными методами подавляется не только инакомыслие, но и инакочувствование и даже восприятие реальности в целом, последние годы вошли в моду. Достаточно вспомнить такие известные фильмы, как «Эквилибриум», «Голодные игры», «Дивергент», «Бегущий в лабиринте», «Игра Эндера» и другие. Однако «Посвященный» (в оригинале «Дающий») не является в этом ряду проектом, эксплуатирующим чужие сюжеты, — картина снята по роману Лоиса Лоури, вышедшем в 1993 году. Впрочем, Лоури, конечно, не был первооткрывателем темы. Подобные антиутопии неоднократно появлялись и раньше, а в русской литературе начала прошлого века даже без приставки «анти» коммунистические писатели-авангардисты на полном серьезе описывали подобные общества как идеальные. Но наиболее, наверное, любопытным можно было бы назвать сатирическую повесть Станислава Лема «Футурологический конгресс», где населению внушалась иллюзия окружающего их благополучия.

Среди классических киноантиутопий такого рода нельзя не вспомнить «Бразилию» Терри Гиллиама. К сожалению, современные американские антиутопии не отличаются таким высокохудожественным уровнем абсурда и высокой трагической нотой, как ленты прошлого. «Посвященный» — достаточно стандартный подростковый боевик, в меру пафосный, вполне зрелищный, хотя и не изобилующий яркими спецэффектами. Желание показать мир без эмоций привело к противоречивому результату — сделать это удалось, но смотреть скучновато. Когда актеры даже уровня Мэрил Стрип играют столь невыразительно, впечатление складывается безрадостное. Вместе с тем стоит отметить смелое для современных коммерческих подростковых картин решение сделать часть фильма в ч/б, а также интересную работу художников, выстроивших декорации в духе ретрофутуризма 60-х.