Отзыв редакции к фильму «Шпион, выйди вон!»

Станислав Орлов
8 декабря 2011
Станислав Орлов написал отзыв к фильму «Шпион, выйди вон!»
Будни разведчика

В отличие от многих шпионских лент последнего времени, фильм показывает рутинный мир работы спецслужб, лишенный романтического флера и джеймсбондовских интонаций.

Лондон, 1973 год. Глава британской разведки по прозвищу Хозяин (Джон Херт) дает крайне засекреченное задание оперативному агенту Джиму Придо съездить в Будапешт и выяснить имя «крота», внедрившегося в высшее руководство и активно шпионящего долгие годы в пользу СССР.  После провала миссии – в Придо стреляли – Хозяин был отправлен в отставку. А вместе с ним и его верный заместитель Джордж Смайли (Гэри Олдмен). Однако сведения о предателе просочились в правительство, и на поиски двойного агента призывается человек, хорошо знающий свою работу, но при этом стоящий в стороне от нынешнего положения дел. Этот человек – Джордж Смайли, и теперь он должен вычислить «крота» в четверке подозреваемых, занимающих главные посты в самой верхушке британской шпионской конторы.

Роман «Шпион, выйди вон!»  был написан в 1974-м году и в его основу лег личный опыт Джона Ле Карре, проработавшего в английской разведке с 1956-го по 1963-й год. В нашей стране этот писатель, несмотря на большое количество изданий, относится к числу элитарных. На Западе Ле Карре активно и много экранизируют («Шпион, пришедший с холода», «Маленькая барабанщица», «Русский дом», «Преданный садовник», «Портной из Панамы» и пр.), но никогда еще до сих пор не появлялось фильма, столь верно и точно передающих дух литературного стиля писателя. Возможно, на результат повлияло то, что сам Ле Карре выступал на съемках консультантом.

Дело даже не в том, что шведскому режиссеру Томасу Альфредсону («Впусти меня») в его первом англоязычном проекте удалось, казалось бы невозможное – сделать кино, практически не отличимое от того, что снимали в 70-е. И даже не в том, что Гэри Олдмен сыграл одну из лучших ролей в своей карьере, отразив «потерянную сосредоточенность» Джорджа Смайли отточенным мастерством большого актера. Главное достоинство «Шпиона» заключается в том, что Альфредсон как никто другой уловил фирменный надлом, свойственный Ле Карре, его ощущение кризиса смены эпох, выпускающего на свет внутренних демонов. Ощущение человека, у которого выбили почву из-под ног – чувство, переживаемое многими британцами после краха империи. Другой вопрос в том, что все эти вещи малоинтересны рядовому зрителю, приученному к тому, что кино в последнее время редко заставляет нас думать и выполняет в большей степени развлекательную функцию киноатракциона. Что же касается узкой прослойки поклонников Ле Карре, то разочарование им не грозит. К тому же фильм может привлечь в кинотеатры и старшее поколение, давно истосковавшееся по вдумчивому и серьезному кинематографу прошлого.