Отзыв редакции к фильму «Смешарики. Начало»

Аля Карт
19 декабря 2011
Аля Карт написала отзыв к фильму «Смешарики. Начало»
Очень старая история

Круглые квазизверушки на тонких ножках могут, по старой привычке, порадовать мелкую половину человечества, но, что касается крупной, то развлечь ее широкоэкранной версией «Смешариков» будет не так просто.

История, рассказанная в полнометражных «Смешариках», является приквелом всем известного сериала. Бараш, Нюша. Совунья, Крош и другие живут в своем тихом мирке на берегу океана, занимаются своими делами, в целом – бьют баклуши. Ежик и Крош находят телевизор, Лосяш его неизвестно куда и как подключает, и бедные Смешарики оказываются целиком во власти развлекательных передач, главным героем которых является, в основном, супергерой Люсьен (он же Копатыч).

Телевизионный Люсьен искореняет зло, чинимое суперзлодеем Калигари (он же Гусен), и попутно рекламирует товары народного потребления. Неискушенные зрители решают, что все, происходящее на экране, творится на самом деле, и решают помочь Люсьену в его борьбе со злом. Они снаряжают плот и отправляются в большой город.

То, что телевизор у Смешариков работает только от целебного морского воздуха, еще можно как-то объяснить. Равно как и березовое бревно, на котором плыл Бараш (хотя откуда березы на острове посреди теплого океана). Необъяснимое начинает происходить по прибытии на большую землю, в город, отдаленно напоминающий Готэм-сити в самое светлое время суток. Посреди которого торчит сооружение, ужасно похожее на башню Си-Эн Тауэр, символ Торонто. (Создатели «Смешариков», описывая созданный мегаполис, предпочитают не вдаваться в подробности, употребляя слова «ретрофутуризм» и «дизельпанк»).

Негласное (а может, и гласное) правило для мультфильмов, выходящих на большой экран, - взрослым должно быть интересно почти так же, как детям. С детьми все более или менее понятно – давно раскрученные герои в необычной обстановке, знакомые закадровые голоса, за успех можно более или менее ручаться. Взрослым на этот раз не повезло: почти все попытки заинтересовать тем, что происходит на экране, остаются попытками. Мимолетная схожесть телеприключений Люсьена с «бондианой» или популярными передачами Первого канала замечается, но не более того. Музыка (от джазовых вариаций до классики) хороша, но существует будто бы отдельно от происходящего (еще бы – представить одновременно голос Билли Новика и внешность кого-либо из Смешариков – задача не из легких).

Единственное, что может всерьез заинтересовать совершеннолетнюю часть публики, это то, как российский мультфильм, созданный на базе отечественного же телесериала, старательно вобрал в себя все голливудские визуальные и смысловые штампы и стандарты. При этом (исходя из сюжета) герои, которых дети привыкли считать «российскими», попадают в явно чужую, «иностранную» обстановку, сталкиваясь с издержками рыночной экономики и волчьим оскалом шоу-бизнеса. То есть получается, что «у них» все плохо, но снимать российский мультик все равно приходится, ориентируясь на последние голливудские достижения. Не говоря уже о вездесущем 3D, который вряд ли полезен основной аудитории «Смешариков».