Отзыв редакции к фильму «Фантом»

Маша Вильямс
22 декабря 2011
Маша Вильямс написала отзыв к фильму «Фантом»
Лет ми спик фром май харт

На экраны вышел «Фантом» от продюсера Тимура Бекмамбетова – о необычайных приключениях иностранцев в России, в которой есть Москва, Макдональдс, ночные клубы, Красная площадь, метро и Гоша Куценко. На коне.

Несколько молодых иностранных туристов, оказавшихся в Москве по разным, но одинаково необъяснимым причинам, только-только начали отрыв в модном клубе. Вдруг погас свет, с неба стали спускаться сияющие шары, а полицейского, слишком близко подошедшего к этому странному источнику освещения, стерло в порошок. «Пришельцы!» – догадалась молодежь, и несколько дней просидела в укрытии. Потом вышла и побрела по опустевшему городу в поисках американского посольства и призрачной надежды на спасение.

«Фантом» – довольно своеобразный взгляд как на Москву, так и на жанр фильма-катастрофы. С одной стороны, когда еще удастся увидеть изнутри американское посольство, побывать в сталинской жилой высотке и попасть со станции метро «Библиотека имени Ленина» аккурат на «Маяковскую». С другой стороны, сложно представить более бездушное, формальное, некрасивое изображение столицы России, которое оживает только при компьютерных взрывах и подсвечивании инопланетными технологиями.

То же происходит и с жанром: долгие пустопорожние разговоры, перемежающиеся краткими перебежками, заполняют почти все действие. Самые сильные кадры, которые, по идее, должны создавать атмосферу всеобщего запустения, свистнуты из «Послезавтра» (там на улицу приплыл корабль, тут – прилетел самолет). А существо, которое, согласно жанру, нужно было спасти обязательно (толстый рыжий кот, куда более симпатичный, чем большинство героев), бесславно исчезло в середине фильма. Дичь, которая происходит на экране, к тому же, совершенно не сочетается с пафосом, с которым Куценко цитирует героев-панфиловцев.

Остается одна надежда, что народ валом повалит в кино, только чтоб посмотреть, как давит в панике друг друга гламурная молодежь, рушатся в пределах Садового кольца дома и вечно суетящаяся Москва наконец застывает – не в пробках, а в их отсутствие.