Отзыв редакции к фильму «Прислуга»

Алена Данилова
25 января 2012
9
Алена Данилова поставила оценку 9 и написала отзыв к фильму «Прислуга»
Феминизмом по расизму

Обворожительная картина о правах негров, женщин, толстушек, тупых блондинок, — в общем, о человеческом достоинстве во всей его красе.

В Америке это известно каждому школьнику, а для российского зрителя, возможно, станет сюрпризом: в 60-х, уже после законодательной отмены расовой сегрегации в США, хозяйки продолжали обращаться с черной прислугой как с рабами, и управы на всех этих очаровательных расисток с пышными прическами и тонкими талиями совершенно никакой не было. Скитер (Эмма Стоун), будучи, в отличие от своих подруг, не домохозяйкой, а начинающей журналисткой, принимает решение если не положить конец, то, во всяком случае, поведать миру об угнетении чернокожих нянь и кухарок. Она записывает откровенные истории Эйбилин (Виола Дэвис) и Минни (Октавия Спенсер), а потом и еще дюжины служанок из родного городка для авторитетного нью-йоркского издательства.

Впрочем, угнетенные негритянки консервативного Юга — не столько тема, сколько повод для драматичной и предельно эмоциональной истории разноцветных изгоев в юбках, которых отвергает государство, общество, подружки, любимый мужчина, родная мать... Режиссеру Тейту Тейлору в рамках одного из самых болезненных сюжетов американской истории удалось снять почти что сказку, в которой Золушки носят парики поверх африканских косичек и нянчат чужих детишек, злые сестры запрещают служанкам справлять нужду в своих уборных, а фея гоняет на синем кадиллаке, но главное — добро многократно и сладострастно торжествует над злом, не оставляя приторного послевкусия голливудского хэппи-энда. Может быть, потому что так до конца никогда и не побеждает. Правда этой сказки в том, что некоторое зло необратимо.

Открыточные виды одноэтажной Америки 60-х настраивают на рок-н-ролл, а не на социальную драму. И в общем — не зря. «Прислуга» — кино с ритмом и страстями. Чернокожих служанок смешивают с грязью — они отвечают убийственным юмором. Мужчины унижают жен — женщины демонстрируют силу. Матери теряют детей, дочери тоскуют без материнского тепла — их соединяют, утешают, возвращают к жизни. Да, это женское кино с сентиментальностью, феминизмом, но кроме того — не менее чем полудюжиной великолепных актрис и актерских работ без единой фальшивой ноты. Редкое, поверьте, счастье.