Отзыв редакции к фильму «Джон Картер»

Станислав Орлов
28 февраля 2012
Станислав Орлов написал отзыв к фильму «Джон Картер»
И целого Марса мало

Экранизация первого романа из марсианского цикла Эдгара Райса Берроуза «Принцесса Марса» (1912). Захватывающее зрелище для детской и подростковой аудитории — пестрая смесь «Аватара» и «Звездных войн», к сожалению, выполненная во все том же невыносимом 3D.

1876 год. Юный Эдгар Райс Берроуз получает телеграмму от своего дяди Джона Картера (Тейлор Китч) с просьбой срочно приехать. Но вместо любимого родственника застает в его поместье траурный склеп. Из оставленного дневника он узнает, что Картер, капитан армии Конфедератов, потеряв на войне жену и дочь, стал циником и отправился в Аризону за золотом. В таинственной пещере с диковинными символами он встретил пришельца из иных миров, чей медальон волей случая переместил парня на Марс, или, как зовется эта планета у аборигенов, Барсум. Там Джон обнаружил в себе невиданную прыгучесть, обрел качества супергероя и попал в плен к туземному племени тарков. Марс между тем был раздираем последней войной: города Гелиум и Зоданга сражались между собой на земле и в воздухе. Повстречав принцессу Гелиума Дею (Линн Коллинз) Картер постепенно проникся участием к судьбе ее народа и пережил множество «кошмарных и увлекательных приключений». Ему активно помогала еще одна дочь вождя, девушка-тарк Сола (Саманта Мортон), и ее марсианский боевой пес. По прочтении дневника юный Берроуз обнаруживает, что дядя оставил ему важное поручение.

Наивная прямолинейность сюжетных ходов «Джона Картера» с лихвой восполняется размахом действия. Начинаясь как вестерн, фильм быстро переходит в область модного ныне палп-фикшн начала XX века (Берроуз написал свою повесть в 1912 году и первоначально она называлась «Под лунами Марса»), бойко жонглируя мифологическими кодами, которые в жанровом смысле работают беспроигрышно. Глядя на всю эту непритязательную, но действенную красоту, невольно задумываешься, как бы в наше время обстояли дела с экранизацией толстовской «Аэлиты». Похоже, сегодня возврат к классике — единственно возможный выход для фантастов, которые давно не в состоянии придумать оригинальный сюжет.

В пустующей нише детского кино это фэнтези просто обязано стать культовым, занять свое место в пантеоне подростковых «икон»: не все же лить ностальгические слезы по стремительно спивающемуся Дэниэлу Рэдклиффу. Для более взрослой аудитории «Картер» станет отличным поводом вспомнить неиспорченное капитализмом детство, когда вожди Атлантиды и Синдбады-Мореходы успешно заменяли нам космогонический мир «Звездных войн». Эмоции при просмотре очень схожи.