Отзыв редакции к фильму «Шпион»

Станислав Орлов
4 апреля 2012
Станислав Орлов написал отзыв к фильму «Шпион»
Одни из нас

Экранизация акунинского «Шпионского романа» была задумана как идеальный комикс и, безусловно, во многом удалась. Но, к сожалению, создатели фильма не сумели удержать жанровые позиции.  

В апреле 1941-го года нацистская Германия поручает могущественному  и глубоко зашифрованному агенту абверовской разведки Вассеру провести операцию, которая позволит убедить Сталина в том, что Гитлер не собирается нападать на СССР. По следу шпиона идут опытный разведчик, старший майор Октябрьский (Бондарчук) и юный спортсмен общества «Динамо», дальний родственник Эраста Фандорина лейтенант Дорин (Козловский). Герои оказываются в центре хитроумной интриги, полной невероятных приключений, предательств и верности.  

Главное в дебюте ученика Хотиненко, молодого режиссера Алексея Андрианова, отнюдь не сюжет про разведчиков и не актерская игра (впрочем, ни к первому, ни ко второму никаких претензий нет). Смелое решение превратить довоенную Москву в город сталинской фантазии, сохранившийся на Генплане 1935-го года, вывело фильм на совершенно новый — по крайней мере, для нашего современного кино — уровень. Белоснежная, залитая солнцем, ретро-футуристическая Москва стала идеальным городом для развития шпионской интриги и принесла в фильм дополнительное измерение. Комиксовая эстетика добавила в свою очередь множество ярких деталей: Гитлер, говорящий по некоему устройству, напоминающему скайп, маленькие телеэкраны, в которых неутомимые чекисты наблюдают съемки вездесущных камер слежения — все это поначалу вызывает нешуточный восторг. Ироничные диалоги вторят жанру, подчеркивают фантастичность происходящего.

Но постепенно волна радости разбивается о возникающую в середине фильма патологическую серьезность. Авторы словно забывают о столь впечатляющем заделе и скатываются в обычный исторический детектив о плохих спецслужбах и ужасах сталинского режима — в общем, о том, чем нас долгие годы потчевали отечественные телесериалы. Потеря ритма и неспособность удержаться в жанровых рамках, увы, проблема не только дебютантов, но и всего российского кино в целом. Однако даже этот досадный промах не портит общего положительного впечатления от «Шпиона», который является для российского кино безусловным шагом вперед. Этот фильм не предлагает зрителям историческую правду, но способен развлечь чем-то принципиально новым.