Отзыв редакции к фильму «1+1»

Александра Махина
23 апреля 2012
Александра Махина написала отзыв к фильму «1+1»
«Где этот чертов инвалид?»

Жизнеутверждающая европейская трагикомедия, которую вполне могли бы снять в Голливуде.

Чернокожий бездельник Дрисс (Си) заявляется на очередное собеседование лишь для того, чтобы доходчиво объяснить ищущему сиделку богатому инвалиду (Клюзе), что эта работа его не прельщает: пришел он исключительно «для галочки», а вообще в ближайшей перспективе рассчитывает на пособие. После его ухода инвалид не досчитается на каминной полке одного из яиц Фаберже. «Ну и зачем мне этот киндер-сюрприз? Думаешь, поможет покрыть расходы за квартиру?» — интересуется дома тетушка Дрисса и, окончательно потеряв терпение, выставляет племянника на улицу. На следующее утро тот понимает, что от более близкого знакомства с инвалидом ему не отвертеться.

Далее понятно — фатальная несовместимость работодателя и работника со временем обернется платформой для крепкой мужской дружбы: у одного есть «мазерати», у другого — лихаческая удаль, вместе они непобедимы.

Основывая сюжет на контрастах — между нищим эмигрантом и аристократом-миллионером, бойким верзилой и хрупким паралитиком, малограмотным грубияном и утонченным интеллектуалом — всегда можно рассчитывать на некоторый зрительский интерес. Однако утверждать, что любовь аудитории фильм завоевал исключительно благодаря беспроигрышной теме, было бы несправедливо. Надергав понемногу из всех достойных драм подобного рода (насмотренные киноманы без труда узнают в коллизиях «1+1» и «Запах женщины», и «Достучаться до небес», и даже «...а в душе я танцую»), Накаш и Толедано из вторичного материала умудрились соорудить цельную историю, безупречную в каждый отдельно взятый момент.

Отчасти все дело здесь в аптекарской точности, с которой выверено соотношение между комедией и драмой (вместо того, чтобы оплакивать судьбу двух неудачников, авторы предпочитают беззлобно над ними подтрунивать), но в основном вся конструкция держится на исполнителях главных ролей. Пусть Омар Си и Франсуа Клюзе известны разве что любителям французского кино, пресловутой «химии» между ними вполне хватает на то, чтобы до последней минуты — а фильм идет без малого два часа — легко и непринужденно удерживать зрителя перед экраном.

Пожалуй, единственное, чем особо взыскательные критики могли бы попрекнуть ленту, так это условностью ее жизнеутверждающего пафоса: кто знает, как развернулись бы события, не будь инвалид владельцем баснословного состояния, позволяющего по прихоти левой пятки метнуться из города в горы — полетать на дельтаплане. Однако на эту справедливую придирку у Накаша и Толедано есть свой убийственный аргумент: из песни слов не выкинешь, а в основе их неправдоподобно прекрасного сюжета — реальная история французского бизнесмена и его помощника-араба. Бизнесмен по сей день наслаждается жизнью (работая над фильмом, режиссеры не раз обращались к нему за консультациями), у араба тоже дела идут весьма неплохо, сказка, стало быть, иногда случается. А то, что не со всеми — так кто ж в этом виноват.