Отзыв редакции к фильму «Луна 2112»

Маша Вильямс
5 декабря 2011
Маша Вильямс написала отзыв к фильму «Луна 2112»
На Луне как на войне

Сэм Белл (Сэм Рокуэлл) третий год томится на лунной станции, следя за добычей гелия-3, новейшего топлива для Земли. Его одиночество скрашивают робот Герти (голос Кевина Спейси), выражающий эмоции разнообразными смайликами на дисплее, и редкие видеосообщения от жены, приходящие почему-то только в записи и с сильным опозданием. Сэму осталось пробыть на станции две недели, но этот относительно короткий срок вдруг кажется ему вечностью; его начинают преследовать галлюцинации (не то что бы преследовать – они, в общем, ведут себя спокойно, однако такое спокойствие неприятно напоминает штучки Соляриса). В результате очередного обмана зрения Сэм попадает в аварию и застревает на поверхности планеты, запертый в луноходе.

В себя он приходит уже в медицинском отсеке станции. Герти с вежливостью английского дворецкого интересуется состоянием его здоровья. Астронавт не помнит подробностей аварии, а уклончивые ответы робота и его нежелание выпускать Сэма обратно на поверхность Луны кажутся астронавту подозрительными. Обманув доверчивую машину, Сэм выходит наружу и едет к месту аварии, где находит свой брошенный луноход, а внутри – себя самого.

Теперь на станции два Сэма – первый как новенький, бодрый и деятельный, а второй, из лунохода – явно подпорченный, неестественно слабый и вялый. Герти отмалчивается, предоставляя обоим Сэмам идентифицировать собственные личности и самостоятельно отвечать на вопрос «да что здесь, черт побери, происходит?».

Истина находится где-то посередине между дневниками Ийона Тихого и «Шестым днем» с Арнольдом Шварценеггером. Естественная в таких случаях параллель с «Космической одиссеей» тоже работает, но плохо. Режиссер-дебютант Данкан Джонс (сын, как уже всюду написано, Дэвида Боуи), по всей видимости, приглашает в очередной раз подивиться парадоксальности человеческой натуры, ее возможности приспосабливаться практически к любым, самым невыносимым, в том числе, с моральной точки зрения, условиям. Человек прост и дешев в использовании, его легко обмануть или вообще заменить другим. Но иногда он оказывается универсальнее робота и надежнее машины. Маленькая фигурка в скафандрике, так глупо торчащая посреди вражеского лунного пейзажа и так великолепно и яростно отстаивающая свое право на жизнь. Хороший, без пошлого пафоса, образец научной фантастики, для усиления нужного гуманистического эффекта использующий лишь музыку Моцарта и – как же без него – печально-прекрасный вид Земли из космоса.