Отзыв редакции к фильму «Книга мастеров»

Маша Вильямс
5 декабря 2011
Маша Вильямс написала отзыв к фильму «Книга мастеров»
Очень страшная сказка
Светлым-пресветлым днем Баба-Яга (Лия Ахеджакова) с дочерью отправилась в чистое-пречистое поле собирать разные-преразные травы. Дочь (отец неизвестен), почему-то одетая как для помазания на царство, а не для пешей прогулки, нашла волшебный-преволшебный камень. После чего незамедлительно испортилась характером и подверглась проклятию: получила титул «Каменная Княжна», власть над темными силами, башню, подозрительно похожую на сауроновскую, и внешность Ирины Апексимовой (хотя последнее, скорее, бонус).

Выйти из башни и завладеть остальным миром Княжна может только в одном случае: если некий мастер вдохнет душу в тот самый волшебный-преволшебный камень, а перед этим основательно ознакомится с «Книгой мастеров» - пособием камнерезов, составленным его предшественниками. Иван (Максим Локтионов), крепостной из ближайшей деревни, влюбляется в воспитанницу Княжны, Катю (Мария Андреева), в свою очередь, одетую не по сезону – очень напоминает Принцессу из «Обыкновенного чуда». Иван готов оживить камень, если девушку отдадут ему в жены. Катя против – она беспокоится о судьбах мира, но ее никто не слушает.

У самого Ивана тоже не все гладко: Барин (Леонид Куравлев) задумал женить симпатичного холопа на своей дочери, а Янгул (Артур Смольянинов), воевода Княжны, пользуясь случаем, жаждет увести у мастера Катю. Распутывать создавшуюся ситуацию Ивану придется в буквальном смысле, пользуясь клубком-навигатором и прося помощи у всех сказочных героев подряд – от мнительного Кащея (Гоша Куценко) до обиженного невниманием А.С.Пушкина 34-го богатыря (Михаил Ефремов).

«Первый российский фильм производства Disney» стремится порадовать отечественную аудиторию от мала до велика, разом окучив внушительное количество кино- и литературного материала. Самым маленьким - самые известные персонажи вроде Яги и Кащея, тем, кто постарше – упрощенный (чересчур) вариант сказов Бажова и стилизация под рисунки Билибина, цитаты из Пушкина и Ершова. Взрослые это тоже, несомненно, оценят (сцена с говорящим голосом Сергея Гармаша конем – одна из лучших). Но старшему поколению зрителей в «Книге мастеров» перепадают, в основном, разного качества шутки на алкогольную, национальную и сексуальную тему, а также сомнительное удовольствие постоянно сравнивать владения Княжны с Мордором, а ее армию каменных болванов - ардаров – с орками.

Кроме этого, по ходу действия могут возникнуть и другие претензии, вроде тех, что обычно предъявляются к «Очень страшному кино». Многие персонажи появляются лишь для того чтобы озвучить очередную шутку, а потом бесследно исчезнуть. Это похоже на забавный, но дешевый капустник и не укрепляет шаткий сценарий, в котором сюжетными линиями и так бросаются, как камнями, толком не объясняя происхождение некоторых героев, их отношения между собой и не вдаваясь в подробности – а что же стало с ними дальше?

Известны примеры успешного фантазирования на тему русских сказок, где достаточное количество анахронизмов, пародий и стеба отлично вписывалось в сюжет: это, например, мультипликационные Федот-стрелец и Алеша Попович. «Книга мастеров», несмотря на богатый бюджет и такой же актерский состав, в сравнении с ними проигрывает. Но, как известно, скоро только сказка сказывается да кошки родятся, первый блин комом, добрым молодцам урок и вообще - не плюйте в колодец.